|
Выпуск 21 (60) 2016
Содержание |
|
Г. Н. Вольная Ф. Т. Найфонова ОБРАЗ БАРАНА В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОБАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА |
|
Образ барана нес высокую и сложную семантическую нагрузку. Этот полисемантический образ был широко распространен в культуре населения Центрального Кавказа с эпохи бронзы и до сих пор бытует в традиционной материальной и духовной культуре осетин. Семантика образа барана с течением времени претерпела изменения. В кобанской культуре наиболее ранние образы связаны с идеей крылатого барана (фарна). Эта традиция фиксируется в дальнейшем в этнографических параллелях. В осетинском нартовском эпосе стадо баранов является показателем богатства, меновым товаром. В осетинских волшебных сказках баран также фигурирует как жертвенное животное и как медиатор, способный перемещать героя в разные миры и определять его судьбу. В осетинской этнографической традиции баран функционирует в основном в культах плодородия и грозового божества. В традиционной культуре осетин особо почитались отдельные части туши животного. Изображения головы барана распространены в прикладном искусстве кобанской культуры и часто замещает образ всего животного. Известны изображения нескольких бараньих голов, развернутых в разные стороны и таким образом маркирующих пространство. Во многих фигурных композициях изображения баранов кратны трем, что находит отражение в осетинской культовой традиции. Встречаются и сдвоенные фигуры баранов. Известны изображения как одиночной редуцированной головы барана, так и композиции из горизонтальных и вертикальных рядов. Головы баранов, как правило, бывают объемными, а туловище животного имитирует корпус предмета, часто с нанесенным на него орнаментом, имитирующими шерсть животного. В сарматский, аланский и средневековый период изображение барана в памятниках Центрального Кавказа подвергается стилизации. В мелкой бронзовой пластике изображений баранов в этот период встречается не так много. Стилизованные головы и рога баранов сохранились в орнаментальном искусстве осетин и используются для украшения женского свадебного костюма.
Ключевые слова: Кобанская культура, прикладное искусство, Центральный Кавказ, традиционная материальная и духовная культура, образ барана, стилизация
|
Подробнее...
|
А. А. Цуциев НЕКОТОРЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ СЕВЕРОИРАНСКИХ НАРОДОВ (ОТ СКИФОВ ДО ОСЕТИН) |
|
В статье на основе привлечения широкого круга археологических свидетельств и этнографического материала предлагается историко-сравнительный анализ отдельных сходных элементов обрядности погребально-поминального цикла у североиранских народов — скифов, сарматов, алан и осетин. Для скифо-сарматских погребальных традиций характерно разжигание примогильного костра, использование гробов в виде лодок, посвящение коня женщине. Аналогичные элементы фиксируются и в осетинской этнографической практике. Факты наличия в аланских погребениях железных тесел, хмеля, угольной подсыпки также находят параллели в осетинской традиционной культуре. В фольклоре и нартовском эпосе осетин есть объяснения аланским захоронениям с жерновами и необычным каменным оселкам в скифских могилах. Проведенный анализ свидетельствует о большом числе археолого-этнографических параллелей в названной сфере. Выявленный материал наглядно иллюстрирует актуальность и целесообразность сравнительного изучения данных скифо-сармато-аланской археологии и материалов осетинской этнографии и фольклора. Особенно перспективным данное направление научного поиска является для реконструкции идеологических представлений древних иранцев и духовного мира современных осетин в его ретроспекции.
Ключевые слова: погребальная и поминальная обрядность, скифы, сарматы, аланы, осетины, археология и этнография североиранских народов.
|
Подробнее...
|
И. Т. Марзоев ДОНИФАРС И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ФАМИЛИЙ ГАГУАТ |
|
В статье на основе комплексного подхода впервые рассматривается вопрос о происхождении одного из союзов привилегированных родов Дигорского общества Северной Осетии. Представлено историко-генеалогическое исследование фамилий осетинских феодалов Алиевых, Асеевых, Ельбиевых, Кабановых, Кануковых, Кобегкаевых, Найфоновых и Хорановых, основанное на архивных источниках и материалах путешественников и исследователей. Показаны социальные и родственные связи представителей этих фамилий с аристократией других осетинских обществ и соседних кавказских народов: балкарцев и кабардинцев. Рассмотрено участие мухаджиров гагуат в переселении в Турцию во второй половине XIX в. В статье также рассмотрены исторические судьбы представителей этих фамилий в XIX — начале XX в., в эпоху революционных преобразований в России и на Кавказе. Материалы исследования существенно дополняют сложившиеся представления об аристократии осетин, способствуют более глубокому и обновленному исследованию генеалогии осетинских фамилий.
Ключевые слова: Россия, Кавказ, Северная Осетия, привилегированное сословие, фамилия, брак, мухаджирство, революция.
|
Подробнее...
|
Э. М. Далгат Л. Б. Салихова ПЕТРОВСК ПРОМЫШЛЕННЫЙ |
|
В статье рассмотрен процесс формирования и развития промышленности в городе Петровске Дагестанской области. Отмечается, что Петровск, как и город Темир-Хан-Шура, были молодыми городами, преобразованными из русских военных укреплений в 50‑60‑е гг. XIX в. Третий город области — Дербент — имел многовековую историю. Показано, что Петровск изначально планировался как торгово-промышленный центр Дагестана, о чем свидетельствует «Положение об управлении портового города Петровска». Он должен был оживить северо-западное побережье Каспия, сделать Петровск центром транзитной торговли со Средней Азией и Персией. В статье рассматривается роль морского порта и дагестанской ветви Владикавказской железной дороги в развитии промышленности в Петровске. Показано возникновение и развитие в городе фабрично-заводских предприятий. Особое внимание уделено крупнейшей на Северном Кавказе хлопчатобумажной фабрике «Каспийская мануфактура», продукция которой вывозилась в Персию, Среднюю Азию. Показана работа мелких промышленных заведений. В статье отмечается, что заметное место в экономике Петровска занимала рыбная промышленность, где главную роль играли русские промышленники, а основной рабочей силой были рыбаки из Поволжья. Уделяется внимание формированию рабочего класса из представителей коренного населения. Это происходило на предприятиях фабрично-заводской промышленности, на железной дороге, рыбных промыслах. Дагестанцы перенимали производственный опыт у высококвалифицированных русских рабочих. Авторы приходят к выводу, что развитие промышленности в Петровске и в Дагестане в целом было следствием развития русского капитализма вширь. В Петровске была развита в основном обрабатывающая промышленность. Здесь было и мелкотоварное производство, и крупная машинная индустрия, основанная на русском капитале. Многие промышленные предприятия возникали по инициативе русской буржуазии и в соответствии с потребностями российского рынка.
Ключевые слова: Российская империя, Петровск, «Каспийская мануфактура», рыбная промышленность, капитализм.
|
Подробнее...
|
К. Р. Дзалаева РУССКАЯ ШКОЛА КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ УТВЕРЖДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.* |
|
В статье рассматривается проблема распространения общероссийской идентичности в период пореформенной модернизации второй половины XIX — начала XX в., от решения которой зависело внешнестратегическое и внутриполитическое благополучие России. Объектом исследования выступила русская школа как социокультурный механизм утверждения общероссийской идентичности в Осетии, где указанный процесс протекал наиболее эффективно. В ходе работы был изучен ряд архивных источников, публикаций дореволюционной периодической печати, современная литература по проблеме. Автор приходит к следующим выводам: процесс утверждения общероссийской идентичности в Осетии в частности и на Северном Кавказе в целом имел огромное стратегическое значение для внешней и внутренней политики Российской империи; ведущая роль в этом процессе принадлежала русской школе, которая реализовывала в осетинском социуме не только образовательную, но и воспитательную, идеологическую, консолидирующую функции; осетины осознали пользу русской школы и проявили феноменальный интерес к образованию; русская школа способствовала трансформации самоидентификации, самотождественности осетин с остальными российскими гражданами и утверждения среди них основ российской государственности и идентичности.
Ключевые слова: Осетия, Россия, общероссийская идентичность, социально-культурный механизм, русская школа, образование, самоидентификация.
|
Подробнее...
|
Т. А. Бекоева А. С. Магамедова ГРОЗНЕНСКАЯ ГОРСКАЯ ШКОЛА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1863‑1917 гг.) |
|
Статья посвящена истории открытия и определению роли Грозненской горской школы в процессе становления светской системы просвещения в Северо-Кавказском регионе. Материалы, использованные для ее написания, извлечены из фондов Архивного Управления Правительства Чеченской Республики. Грозненская горская школа — мужское начальное двухклассное училище с пансионом — была открыта 28 ноября 1863 года. Здание школы принадлежало частным владельцам — состоятельным жителям города Грозного, а содержало ее российское правительство, которое выделяло для этого необходимую сумму. Это просветительское заведение давало возможность получения образования как русским, так и чеченским ученикам, и хотя преподавание в нем велось только на русском, дети изучали чеченский и арабский языки (чеченский язык не являлся обязательной дисциплиной для русских учащихся). Среди преподаваемых в Грозненской горской школе предметов были русский язык, чтение, математика, изучение молитв, а также необязательные дисциплины: пение, гимнастика, столярное и токарное ремесла, садоводство, огородничество, шелководство, так как обучение различным ремеслам становилось в исследуемый период весьма актуальным (особенно применительно к выходцам из коренной национальности). Архивная документация свидетельствует, что профессионализм и компетентность учителей, преподававших в этом образовательном учреждении, были на достаточно высоком для того времени уровне, они хорошо знали свою работу и были заинтересованы в ее конечных результатах. Возможно, из‑за проблем с учебной литературой, незнания русского языка местными жителями, наличия материальных проблем или других субъективных причин результаты обучения в Грозненской горской школе, независимо от национальности учеников, были более чем скромными.
Ключевые слова: Грозненская горская школа, светское обучение, успеваемость, сельские школы, ремесленное обучение.
|
Подробнее...
|
С. А. Хубулова АНКЕТЫ КАК ЧАСТЬ ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА БЫВШИХ КРАСНЫХ ПАРТИЗАН ОСЕТИИ (1920‑1930‑е гг.)* |
|
В статье впервые анализируется нетрадиционный вид источников по истории послевоенной повседневности бывших красных партизан Осетии — анкеты. Большое внимание обращено на своеобразие источника, его информационные возможности. С помощью контент-анализа удалось провести социально-демографический анализ отложившегося материала, изучить поведение и результаты деятельности комбатантов в условиях гражданской войны, а также в послевоенный период. Проблема интеграции красных партизан в послевоенное общество, их подчас напряженные взаимоотношения с советской властью во многом связана с их социальным происхождением и их мироощущением. Изучение социального состава партизанского движения в Осетии дало довольно полную информацию о категориях населения, вступивших в ряды сторонников большевиков: красными партизанами становилась определенная часть крестьян, казаков, рабочих и интеллигенции. Послевоенное приспособление героев войны к новой экономической политике, коллективизации происходило тяжело, о чем они указывали в анкетах. Последние позволяют проследить основные тенденции, которые наблюдались в наполнении комбатантами разных социальных ниш, а также карьерный рост или его отсутствие и пр. В еще большей степени, чем другие социальные слои нового общества, красные партизаны реагировали на перегибы в политике большевиков в аграрном и социальном вопросах. Комбатантские рефлексии нередко сопровождались участием в антиколхозном движении.
Ключевые слова: война, партизан, повседневность, анкета, привилегии, адаптация, социальный лифт
|
Подробнее...
|
Б. В. Туаева С. А. Туаев К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ |
|
В статье исследуется социально-экономический аспект реализации Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Проводится анализ рынка труда в субъектах округа, выявляются данные по качеству жизни, благосостояния и экономическому самочувствию населения. Обобщаются данные по региону, представленные Комитетами по занятости населения, Министерствами труда и социальной защиты, другими профильными ведомствами Ставропольского края, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Ингушетия. Авторами анализируются результаты первого этапа реализации федеральной Стратегии и Программы развития Северного Кавказа.
Ключевые слова: Северный Кавказ, Стратегия социально-экономического развития СКФО, социальные программы, экономическое самочувствие населения, Служба занятости населения, Министерство труда и социальной защиты, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа
|
Подробнее...
|
Э. Т. Гутиева РЕФЛЕКСЫ КОРНЯ אָדָם / ADAM / АДÆМ В ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ |
|
В осетинском языке, как и в большинстве языков евразийского языкового ареала, представлен корень אָדָם. Уникальность ситуации в осетинском состоит в том, что рефлекс данного корня имеет значение множественного числа и эквивалентен лексемам «люди», «народ», тогда как в большинстве известных случаев когнаты данного корня имеют значение «человек», «мужчина». В близкородственных осетинскому языках отмечена бисемия «человек» — «люди». Семантика осетинского слова, на наш взгляд, отражает возраст и характер заимствования. В данной статье делается допущение о прямом характере заимствования слова из языков, где оно возникло и функционировало в качестве бисемной единицы на стадии, когда они были языками общения, а не письменных источников.
Ключевые слова: заимствование, гебраизм, рефлексы, семантическое развитие, ассимиляция в языке-реципиенте, этимон.
|
Подробнее...
|
И. Н. Цаллагова СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ СЛОВ «ЦÆРÆНДОНÆ / ЖИЛИЩЕ» В ДИГОРСКОМ ВАРИАНТЕ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА |
|
Лексико-семантическая система любого языка уникальна, так как она отражает особенности этнической культуры носителя того или иного языка. В свою очередь жилище является одной из важнейших составляющих материальной культуры этноса. Данная статья посвящена структурно-семантическому анализу лексико-семантической группы слов «цæрæндонæ / жилище» в дигорском варианте осетинского языка. В статье обобщены теоретические данные, накопленные в отечественном языкознании по исследуемой проблеме. Изучение семантического аспекта лексики любого языка основано на анализе дефиниций интересующих исследователя лексем в толковых словарях, выделении компонентов этих словарных дефиниций и интерпретации их как отдельных дифференциальных признаков значения слова. Ввиду отсутствия полного толкового словаря осетинского языка в статье впервые вводятся в научный оборот предложенные автором толкования слов, которые входят в рассматриваемую лексико-семантическую группу. В результате анализа значений данных слов сформирована лексико-семантическая группа слов «цæрæндонæ / жилище» в дигорском варианте осетинского языка на современном этапе его развития. Выявлены структурно-семантические закономерности анализируемой лексико-семантической группы; определена системная организация группы; описаны системные связи между компонентами группы.
Ключевые слова: дигорский вариант осетинского языка, лексика, семантика слова, сема, лексико-семантические группы слов, жилище.
|
Подробнее...
|
З.К. Кусаева Э.Б. Сатцаев Ф.М. Таказов ДЖАЛГАН И ДЖАЛГАНЦЫ: СИНТЕЗ ПЕРСИДСКОГО И АЛАНСКОГО КОМПОНЕНТОВ (по материалам фольклорно-этнографической и лингвистической экспедиции 14-18 июня 2016 г.) |
|
Принято считать, что на этнической карте России не осталось белых пятен. Однако выявляются лакуны в идентификации отдельных этнических общностей с известными современной науке этнокультурными группами. К ним относятся и жители селения Джалган Дербентского района Республики Дагестан. Целью фольклорно-этнографической и лингвистической экспедиции стало установление языковой принадлежности жителей Джалгана, исследование их традиционной культуры и определение степени джалгано-осетинских культурных схождений. Язык джалганцев сближается с фарси, а традиционная культура – с культурой осетин. Многие элементы традиционной культуры джалганцев имеют аналогии в традиционной культуре осетин, которые, однако, нельзя отнести к типологическим схождениям. В религиозных верованиях джалганцев значимое место занимает почитание святилищ и покровителей этих святилищ. Система святилищ и почитание духов-покровителей у жителей с. Джалган находит свои параллели с традиционными осетинскими религиозными воззрениями. Как и у осетин, вокруг святилищ появляются устные рассказы, призванные убедить слушателя в сакральности священного места и неминуемости наказания для нарушителя сакральности. Велика роль и сновидений, подтверждающих священность места или становящихся причиной появления нового «Пира», которым джалганцы именуют как само святилище, так и духа-покровителя этого святилища. Во многом схожи этикетные нормы осетин и джалганцев, не находящих соответствия у остальных народов Дербентского района. Прямые аналогии прослеживаются и в свадебных обрядах, которые можно охарактеризовать как смесь дагестанских и «осетинских» свадебных ритуалов. Объяснение такого синтеза лежит в исторических сведениях, согласно которым в генезисе джалганцев приняли участие персы и аланы.
Ключевые слова: Джалган, этнография, традиционная культура, джалганский язык, пир.
|
Подробнее...
|
Р. Я. Фидарова И. А. Кайтова КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ РЕАЛИЗМА В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ |
|
На современном этапе развития осетинского литературоведения как составной части осетиноведения особую актуальность приобретает формирование теоретически и методологически обоснованной концепции исторического развития реализма в художественном сознании осетин, определение этапов его генезиса, становления и развития, формирование концепции исторической типологии реализма. Решение данной научной проблемы составляет цель предлагаемой статьи. Авторы исходят из важнейшей методологической установки, согласно которой два процесса: развитие художественного сознания и развитие реалистического типа мышления — всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены в истории осетинской художественной культуры. Более того, реалистический метод определяет содержательную сущность художественной культуры и художественного сознания осетин, отраженную в ней на протяжении всей социальной истории осетинского народа. Авторы учитывают методологически важное положение научной эстетики о том, что при формировании рациональной парадигмы исторического становления и развития художественного сознания осетин и их предков необходимо исходить из того, что в художественном сознании в специфической форме реализуется творческое единство триады: местной природы, особенностей социума и характера осетинского народа — субъекта со спецификой его креативного мышления, сознания, и что триада эта осуществляется благодаря функционированию реалистического типа художественного мышления в предлагаемых им формах и способах. Исходя из данных методологических установок авторы решают следующие задачи: во‑первых, анализируют процесс рождения, становления и развития реализма как важнейшего инструмента художественного сознания на различных этапах духовно-эстетического освоения действительности осетинским народом, и, во‑вторых, разрабатывают концепцию исторической типологии реализма в осетинской художественной литературе.
Ключевые слова: принцип подражания действительности, фольклорный реализм, критический реализм, соцреализм, философско-мифологическое направление, художественное сознание.
|
Подробнее...
|
Д. М. Дзлиева НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОСЕТИН И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
|
В статье прослеживаются мифологические основы, историческая динамика и обозначаются пути дальнейшего развития традиционной инструментальной культуры осетин. Кроме того раскрывается сакральное значение осетинских аутентичных музыкальных инструментов, которые являются неотъемлемой частью этнической памяти народа.
Ключевые слова: осетинский фольклор, музыкальный инструментарий, историческое развитие, осетинская этномузыкология.
|
Подробнее...
|
Г. В. Чочиев СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ СЕЛА ОКРУГА ТОКАТ ГЛАЗАМИ ФРАНЦУЗСКОГО ИЕЗУИТА: КНЯЖЕСКАЯ СВАДЬБА И ВЕРСИЯ «САГЪÆСТÆ» ТЕМИРБОЛАТА МАМСУРОВА |
|
Статья иезуитского миссионера в Османской империи Антуана Пуадебара, опубликованная в оригинале в 1907 г., содержит наблюдения и свидетельства, касающиеся северокавказской, в особенности осетинской, общины токатского региона Центральной Анатолии. Наиболее ценным представляется текст осетинской песни, очевидным образом перекликающийся с «Сагъæстæ» («Думами») Темирболата Мамсурова. Сравнение двух стихов выявляет как многочисленные совпадения, так и безусловные расхождения между ними при в целом заметно меньшей сюжетной полноте вновь публикуемого варианта. Небезынтересно свидетельство Пуадебара о создании этого произведения лицом по имени Мурад-бей, которое, по нашему мнению, тождественно Т. Мамсурову. Кроме того, заслуживают внимания описанный в статье обряд бракосочетания представителя аристократического семейства, несущий в себе немало элементов, характерных для эталонной традиционной свадьбы, а также целый ряд других социокультурных деталей: от музыкальных и хореографических пристрастий местных жителей до специфики межсословных отношений внутри северокавказских иммигрантских групп. Данный материал на сегодняшний день является одним из наиболее значимых и содержательных письменных источников, проливающих свет на прошлое осетинской диаспоры на Ближнем Востоке.
Ключевые слова: османская Анатолия, Токат, иезуитские миссионеры, северокавказские иммигранты, Темирболат Мамсуров, осетинская песня, традиционная культура, свадебный обряд.
|
Подробнее...
|
И. С. Хугаев МУССА ХАКИМ (М. Г. ДОМБА) И ЕГО ПИСЬМА К ХАДЖИ-МУРАТУ МУГУЕВУ |
|
Вводятся в научный и литературно-критический оборот письма Муссы Хакима (Моисея Григорьевича Домба) к Хаджи-Мурату Магометовичу Мугуеву, содержащие интересные замечания о литературном процессе и культурной атмосфере в Северной Осетии середины прошлого века, критические суждения о творчестве современных писателей (в том числе о романе Х.‑М. М. Мугуева «Буйный Терек»), факты и обстоятельства, относящиеся к военно-политической истории и этнографии народов Кавказа и т.д. Документы интересны и как собственно эпистолярное наследие врача и поэта, историка и краеведа; они представляют собой самобытное литературное явление и аутентичное свидетельство эпохи. Важно и то, что письма проливают некоторый свет на личную жизнь Муссы Хакима, в свое время одного из самых уважаемых граждан города Владикавказ, а сегодня едва ли не преданного забвению.
Ключевые слова: Мусса Хаким (М. Г. Домба), Хаджи-Мурат Мугуев, «Буйный Терек», Махарбек Туганов, Кази-Мулла, Ермолов, Н. И. Пирогов, Х. С. Черджиев, осетины, дигорцы, казаки.
|
Подробнее...
|
Ю. А. Дзиццойты РЕЦЕНЗИЯ: TALES OF THE NARTS. ANCIENT MYTHS AND LEGENDS OF THE OSSETIANS Translated by Walter May. Edited by John Colarusso and Tamirlan Salbiev. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2016. 442 p. |
|
Статья является откликом на значимое, по мнению автора, культурно-историческое событие — выход в издательстве Принстонского университета (США) английского перевода осетинских эпических сказаний о нартах, выполненного в конце прошлого века Уолтером Мэем. Она начинается с описания структуры книги, затем следует краткая история перевода осетинской эпопеи на английский язык. Далее автор делится своими впечатлениями от общения с переводчиком, а также сообщает о нем сведения личного характера, малоизвестные широкому кругу читателей. Он высказывает свои критические замечания относительно подачи имен собственных и ряда комментариев, сопровождающих текст. Главным недостатком комментариев ему представляется недостаточный учет социальной структуры эпического общества, его индоевропейских основ, убедительно реконструированных в работах Ж. Дюмезиля, Г. Бейли, В. И. Абаева и др. В заключение делается вывод о несомненных художественных и научных достоинствах рецензируемой книги, публикация которой будет способствовать появлению новых академических переводов осетинской эпопеи, но уже не через посредство русского языка, а непрямую с языка первоисточника.
Ключевые слова: нарты, эпос, английский перевод, замечания, пожелания.
|
Подробнее...
|
НАШИ АВТОРЫ |
|
|
|
|
|