Б. В. Туаева С. А. Туаев К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ |
В статье исследуется социально-экономический аспект реализации Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Проводится анализ рынка труда в субъектах округа, выявляются данные по качеству жизни, благосостояния и экономическому самочувствию населения. Обобщаются данные по региону, представленные Комитетами по занятости населения, Министерствами труда и социальной защиты, другими профильными ведомствами Ставропольского края, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Ингушетия. Авторами анализируются результаты первого этапа реализации федеральной Стратегии и Программы развития Северного Кавказа. Ключевые слова: Северный Кавказ, Стратегия социально-экономического развития СКФО, социальные программы, экономическое самочувствие населения, Служба занятости населения, Министерство труда и социальной защиты, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа
В 2010 г., с образованием Северо-Кавказского федерального округа, Правительством РФ была принята Стратегия социально-экономического развития региона до 2025 г. (далее — Стратегия), которая должна была определить основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития, а также обеспечения национальной безопасности страны на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия-Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края [1]. Документ дорабатывался в течение определенного времени, так как промежуточный вариант получил неоднозначную оценку экспертов относительно критериев и формулировок: «В целом стратегическое видение перспектив СКФО очень значимо и подобные разработки на уровне округа важны, однако по совокупности сложившихся среди разработчиков стратегий критериев этот документ с натяжкой можно назвать Стратегией развития»; «…в ней не заданы собственно стратегические ориентиры развития СКФО, стягивающие Прошлое и Будущее составляющих его регионов через Настоящее, задающие позиционирование округа среди других округов России. Теперь о развитии: оно задается разработчиками формально и скорее речь идет об экономическом росте, а не о развитии — не случайно при рассмотрении этапов реализации стратегии задаются этапы роста, а не развития. При этом этапы не отличаются от фаз, т.е. разработчики не знакомы с временными параметрами реализации стратегий». Эксперты также отметили необходимость полной переработки проекта стратегии: «…сложилось впечатление, что стратегические позиции и ориентиры самих регионов не учтены при разработке стратегии, их не услышали на уровне округа. Очевидно, что стратегия разрабатывалась кабинетным образом, без активного участия представителей регионов и организации живых обсуждений, в ходе которых и выплавился бы дух, объединяющий всех жителей Северо-Кавказских регионов России в единый макрорегион, без которого невозможно реализовать самую правильную, но неживую стратегию» [2]. Спустя пару лет после начала реализации Проекта, полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин отмечал, что «в целом Стратегия подготовлена достаточно качественно. Это некая конструкция, на которую можно «нанизывать» дополнительные задачи, — всеобъемлющий, гибкий документ, который учитывает не только экономику, но и особенности межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействие экстремизму. Собственно, за это ее и критиковали — где‑то не доработали развитие системы образования, миграционные вопросы, вопросы земельных отношений, что‑то нечетко прописано. Критику экспертного сообщества стараемся учесть в других нормативных документах, в так называемой дорожной карте, которая нами в течение двух лет разрабатывалась и сейчас передана руководству страны» [3].
В рамках Стратегии с 2011 г. шла разработка Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», которая была утверждена постановлением Правительства № 309 от 15 апреля 2014 г. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отмечал, что «главная цель программы развития Северо-Кавказского округа на период до 2025 года — создание в регионе новых центров экономического роста, индустриальных и туристско-рекреационных зон, а также координация инвестиционных стратегий государства и бизнеса по развитию современной транспортной, промышленной, гостиничной инфраструктур. Мы должны эффективно использовать то богатство, которым располагает регион. Конкурентное преимущество Кавказа — это и горы, и воздух, и реки, и, конечно, полезные ископаемые, которые там есть, и географическая близость к крупным рынкам сбыта» [3]. Однако недавно, оценивая итоги этапа Стратегии за период 2014‑2016 гг., Д. А. Медведев сообщил на заседании правительства «о плохой реализации целевой программы» [4]. Акцентируя внимание на повышение качества жизни и благосостояния населения региона, в рамках Стратегии в регионе предполагают построить 338 объектов дошкольного и общего образования, 168 — здравоохранения, 91 — культуры, 385 — спортивных и 43 объекта социальной защиты. Почти в три раза к 2025 г. должны увеличиться среднедушевые доходы населения регионов СКФО, при этом снизиться уровень безработицы — с 15 % в 2011 г. до 10,7 % в 2025 г. В начале августа, на встрече с Президентом В. В. Путиным, министр по делам Северного Кавказа Л. В. Кузнецов представил сводные данные по региону, где отметил, что «основным инструментом реализации общей политики на Кавказе у нас является наша госпрограмма развития Северо-Кавказского федерального округа. Конечно, она не единственная, потому что мы активно используем и отраслевые инструменты развития. Но все‑таки основой является именно эта программа. Первый этап программы — он заканчивается в 2016 году — был направлен на устранение базовых социальных диспропорций, которые все‑таки на Кавказе существовали и существуют. Это и, скажем так, более ограниченное количество мест в системе общего образования, и качество образования, что находило отражение в оценках ЕГЭ; это дефицит объектов здравоохранения, что характеризовалось повышенной смертностью, в первую очередь младенческой; это вопросы занятости людей, потому что это определяет и общий уровень дохода. И конечно, параллельно с этим развитие реального сектора экономики, потому что все‑таки социальная сфера и бюджетные возможности ограничены, а вопросы безработицы в первую очередь и повышения реальных доходов можно решить, только развивая реальный сектор экономики… найти те ниши, где Кавказ мог бы гармонично присутствовать на экономической карте страны, а не искусственные какие‑то проекты… Как результат, с 2014 по 2016 год построено в целом 113 новых объектов, из них 62 школы, 13 объектов здравоохранения, инженерная инфраструктура» [5]. Следует отметить, что важной составляющей в реализации правительственных программ в экономическом развитии региона является снижение дотационной зависимости и процента безработицы. Социальную картину и мониторинг качества жизни населения частично отображают данные Комитетов занятости населения СКФО, а также мероприятия, проводимые совместно с другими ведомствами. Так, недавно в республиканскую службу Северной Осетии-Алании по занятости населения во второй раз прибыли представители Пункта отбора на военную службу по контракту, подбирающих водителей категории D, E, механиков, электриков для военной службы по контракту на полигоне «Дарьял». Всего по этой воинской части Минобороны РФ представил 12 вакансий. К кандидатам предъявляется ряд требований, обусловленных характером службы, в том числе наличие подтверждающего квалификацию документа, отсутствие судимости, отсутствие долговых обязательств и целый ряд других. Необходимо сдать нормативы и по физической подготовке. Денежное содержание — от 32 000 руб. На служащих распространяются все военные льготы и программы. Первый контракт заключается на три года. Специалисты службы занятости пригласили на встречу свыше 80 мужчин из числа состоящих на учете безработных в центрах занятости республики. Многие проявили заинтересованность в прохождении военной службы по контракту. Разговор получился живой и содержательный. Помимо вакансий на полигоне представители отборочного пункта предложили множество других воинских вакансий — от сержанта до офицера, в разных частях страны и за рубежом. Со времени проведения последней встречи военных с безработными, которая состоялась в начале июня 2016 г., двое граждан уже заключили контракты на прохождение военной службы. Служба занятости оказывает информационную поддержку кампании по привлечению граждан к военной службе по контракту. Специалисты центров занятости поясняют, что интерес проявляют не только мужчины, но и женщины [6]. В Ставропольском крае государственными структурами регулярно проводятся схожие мероприятия. В июне 2016 г. в г. Пятигорске состоялась специализированная мини-ярмарка вакансий для людей с ограниченными возможнстями с участием шести местных работодателей: ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»), МБДОУ Детский сад № 37 «Аленушка», Филиал-санаторий «Дон» СХК «Донагрокурорт», ООО «Босфор», ЛПУП Курортная Поликлиника им. Пирогова с пансионатом с лечением «Искра», Пятигорский почтамт УФПС СК — филиал «Почта России». Работодателями была предоставлена 41 вакансия для замещения свободных рабочих мест: бригадир — 1 вакансия; помощник воспитателя — 1 вакансия; менеджер — 3 вакансии; уборщик служебных и производственных помещений — 8 вакансий; подсобный рабочий — 2 вакансии; горничная — 1 вакансия; санитарка — 1 вакансия; продавец продовольственных товаров — 19 вакансий; чертежник-конструктор — 1 вакансия; товаровед — 1 вакансия; почтальон — 3 вакансии. В июле 2016 г. в г. Зеленокумск Ставропольского края была проведена «Специализированная мини-ярмарка вакансий для безработных и граждан желающих сменить место работы». Цель ярмарки — обеспечение занятости безработных граждан, а также снижение уровня зарегистрированной безработицы. В мероприятии принял участие один работодатель: ОАО «ВЭЛАН», которым было предоставлено 66 вакансий по техническим профессиям, а также вакансии неквалифицированных работников с заработной платой от 12 000 до 18 000 руб. На ярмарку было приглашено 28 безработных граждан, посетили же мероприятие 73 чел., которые смогли получить консультацию от работодателя. Заполнили анкету работодателя для дальнейшего рассмотрения и возможного трудоустройства 53 чел. Работодателем трудоустроен 1 чел., остальные кандидатуры на рассмотрении [7]. Сложная ситуация на рынке труда сохраняется и в Республике Ингушетия. По данным Службы занятости республики, на 1 января 2016 г. численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу, составила 29 723 чел., из них признано безработными 29 591 чел. Это на 887 человек меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2016 г. составил 13,9 %. Уровень общей безработицы составляет 30,7 %. В настоящее время органы службы занятости располагают 125 вакансиями [8]. Согласно принятой в 2014 г. государственной программе «Социальная поддержка и содействие занятости населения Республики Ингушетия», для решения данной проблемы заложены следующие объемы бюджетных ассигнований: на реализацию подпрограммы — 1 146 114,2 тыс. руб., в том числе: — за счет средств федерального бюджета — 93 222,1 тыс. руб., в том числе по годам: в 2014 г. — 73 954,7 тыс. руб.; в 2015 г. — 19 267,4 тыс. руб.; в 2016 г. — 0,0 тыс. руб.; в 2017 г. –0,0 тыс. руб.; — за счет средств республиканского бюджета — 1 052 892,1 тыс. руб., в том числе по годам: в 2014 г. — 240 700,4 тыс. руб.; в 2015 г. — 295 005,4 тыс. руб.; в 2016 г. — 249 564,4 тыс. руб.; в 2017 г. — 267 622,0 тыс. руб. (в ред. Постановления Правительства РИ от 18.05.2016 № 81) [9]. Данные на регистрируемом рынке труда Кабардино-Балкарской Республики на конец июля 2016 г. были следующими: число официально зарегистрированных безработных граждан в целом по КБР увеличилось на 31 человек или на 0,38 % и составила 8 021 чел. (на 22 июля 2016 г. — 7990 чел.). За этот период снижение численности безработных граждан произошло в 6 городах и районах республики. Наибольшее снижение произошло в Терском (на 23 чел.) и Урванском (на 26 чел.) районах. В двух районах республики, Лескенском и Чегемском, а также в г. Нальчике отмечен рост численности безработных граждан соответственно на 25, 35 и 16 чел. Изменения численности безработных в других районах — менее 10 чел. Уровень регистрируемой безработицы по КБР составляет 1,9 % от экономически активного населения. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию) за последнюю неделю июля снизился на 0,2 единицы и составил 2,1 ед. на одно рабочее место. Наибольшее снижение произошло в Баксанском, Лескенском и Урванском районах за счет поступления вакансий на временные (сезонные) работы. Небольшой рост данного показателя (увеличение напряженности) отмечено в Черекском, Эльбрусском и Терском районах. За период с 22 по 29 июля 2016 г. трудоустроено 190 чел. Всего с начала 2016 г. 4 386 чел. нашли работу при содействии органов службы занятости, в том числе постоянную работу 674 чел. [10] В Карачаево-Черкесской Республике прилагают усилия не только для решения проблем безработицы, но и пропагандируют научный подход для стимулирования работодателей к улучшению условий труда и внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства на предприятиях и в организациях республики. В августе в Малом зале Дома Правительства была проведена научно-практическая конференция, организованная Министерством труда и социального развития республики в целях реализации мероприятий Подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда работников в Карачаево-Черкесской Республике на 2015‑2017 годы». На конференции обсуждались проблемы «Стимулирования работодателей к улучшению условий труда и внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства на предприятиях и в организациях республики» в условиях рыночной экономики. В работе конференции принимали участие Председатель АКФХ по КЧР Т. А. Гогуев, и.о. руководителя государственной инспекции труда в КЧР Б. М. Байрамкулов, начальник отдела Регионального отделения ФСС РФ по КЧР Ф. Ш. Карданова, главный государственный инспектор по вопросам охраны труда общественной Организации «Карачаево-Черкесское республиканское объединение организаций профсоюзов» Л.‑Х. А. Узденов, работодатели и специалисты по охране труда Управлений по труду муниципальных образований республики. Все участники конференции (около 50 чел.) приняли участие в обсуждении, в том числе каждый ответственный специалист по охране труда муниципальных образований республики выступил с докладом, со своими предложениями (мероприятиями) по стимулированию работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах, и внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства на предприятиях и в организациях республики. Всем участникам конференции был роздан методический материал по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах в виде брошюр и памяток. В целом конференция высветила проблемы улучшения условий труда на рабочих местах и стимулирования работодателей по этим вопросам, а также подчеркнула социальную и экономическую важность условий труда. При подведении итогов конференции были разработаны Рекомендации работодателям (руководителям) по улучшению условий труда и внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства на предприятиях и в организациях КЧР. Лучшие предложения (доклады муниципальных образований) по стимулированию работодателей планируется опубликовать в методических материалах министерства [11]. В начале августа в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан состоялся семинар-совещание, на котором подводились итоги деятельности центров занятости населения в первом полугодии 2016 г., а также обозначены основные задачи на второе полугодие. За рассматриваемый период в центры занятости населения обратилось около 86 тыс. чел., из них 45 тыс. чел. — в поисках работы, что практически соответствует уровню за аналогичный период 2015 г. (45,3 тыс. чел.). Из общего числа граждан, состоящих на учете, содействие в трудоустройстве оказано 37 тыс. чел. против 36,2 тыс. в I полугодии 2015 г., в том числе 10,9 тыс. чел. — на заявленные работодателями постоянные рабочие места. При этом было отмечено, что уровень трудоустройства по отношению к обратившимся гражданам за I полугодие 2016 г. увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. с 79,9 % до 83 %. Однако в ряде муниципальных образований все еще сохраняется высокий уровень зарегистрированной безработицы. В Новолакском, Акушинском, Докузпаринском, Шамильском, Казбековском, Ахтынском, Дахадаевском и Сулейман-Стальском районах и в городе Дагестанские Огни уровень безработных граждан составляет выше 5 % экономически активного населения против 2,2 % в среднем по республике [12]. В целях предупреждения и недопущения кризисных ситуаций в сфере занятости, Правительством РД утверждена государственная программа «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан» на 2016 г., с общим объемом финансирования программы из федерального бюджета более 80 млн. рублей. «В связи с этим директорам центров занятости населения необходимо до 15 августа 2016 года обеспечить заключение договоров с работодателями, участвующими в реализации мероприятий Программы, а также обеспечить представление в Министерство заявок на финансирование мероприятий по возмещению работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество», — заявил Тахманов. Далее с докладами о результативности работы центров занятости и выполнение ими контрольных показателей, установленных на I полугодие 2016 г., выступили начальники профильных отделов Минтруда [12]. 9 августа 2016 г. в конференц-зале Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики с директорами центров занятости населения состоялось совещание по реализации дополнительных мер в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда республики. Были определены направления и фактическое число участников мероприятий. Участники совещания обсудили утвержденные проекты договоров по всем направлениям. Хочется отметить и инициативу, разработанную Министерством труда Чечни. С 2010 г. реализуется Постановление Правительства ЧР за № 22 «О назначении и выплате ежемесячного денежного пособия гражданам пожилого возраста, достигшим 100 и более лет, проживающим в Чеченской Республике». Данное постановление предусматривает ежемесячные денежные пособия гражданам пожилого возраста, достигшим 100 и более лет, проживающим в ЧР, в размере 600 руб. На сегодняшний день количество граждан пожилого возраста, достигших 100 и более лет, составляет 75 человек. Также хотелось бы отметить, что, при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по разным основаниям (например: ветеран труда, репрессированный, инвалид общего заболевания), ему предоставляется социальная поддержка только по одному основанию по его выбору. Но данное ежемесячное денежное пособие, выплачивается гражданам пожилого возраста, достигшим 100 и более лет, вне зависимости от того, получают ли они параллельно другую выплату по другой льготной категории [13]. Слаженность и скоординированность действий субъектов и федеральных органов по реализации Стратегии развития СКФО должны быть направлены на положительные результаты и прежде всего в социально-экономической сфере. В целом по округу все же наблюдается некоторое снижение процента безработицы, но, по мнению Л. Кузнецова, — «в первую очередь это было достигнуто за счет активных инвестиций в социальную сферу. Строя школы, детские садики, объекты здравоохранения, конечно, мы создавали новые рабочие места, и эта динамика нашла отражение. Если у нас отставание от среднероссийских показателей было один к пяти в 2013 году, то уже в 2015‑м — в 2,8 раза. Но все равно в 2,8 раза — это, конечно, серьезный вызов. Потому что ребята, когда идут в школу, получают качественное образование, для них ключевая задача: что же дальше делать? И вот здесь мы понимаем, что решить эту задачу, принимая во внимание ограниченные бюджетные инвестиции, возможно только развитием все‑таки реального сектора экономики» [5]. Сегодня на повестке дня стоит не только снижение дотационной зависимости региона, но и привлечение государственных, частных инвестиций в экономику. В августе в г. Ессентуки Ставропольского края заместитель Министра РФ по делам Северного Кавказа Андрей Резников провел первое заседание рабочей группы по улучшению показателей субъектов СКФО в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. В мероприятии приняли участие советник генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», председатель Общественного совета при Министерстве РФ по делам Северного Кавказа Анвар Гаджиев, директор Департамента инвестиционных проектов Минкавказа России Ольга Рухуллаева, врио Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Таймураз Тускаев, а также представители органов исполнительной власти других субъектов СКФО. Открывая заседание рабочей группы, А. Резников отметил, что по поручению Президента РФ Правительство совместно с деловыми сообществами разрабатывает дополнительные механизмы улучшения работы региональных управленческих команд и проводит мониторинг состояния инвестклимата в каждом субъекте Российской Федерации: «При Минкавказе России создана совместная рабочая группа с органами исполнительной власти субъектов СКФО и Агентством стратегических инициатив с целью создания благоприятного инвестиционного климата на всей территории Северного Кавказа. И наша первоочередная задача — улучшить позиции субъектов СКФО к началу формирования Национального рейтинга инвестклимата 2017 года». Отдельное внимание предлагается уделить территориям, которые находятся на особом контроле Правительства, например Кавказские Минеральные Воды: «Важно обеспечить максимальное вовлечение курортных городов к внедрению лучших муниципальных практик и осуществлять регулярный мониторинг изменения инвестиционного климата [14]. По мнению советника генерального директора «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Анвара Гаджиева, также необходимо опираться на лучшие практики других российских регионов и «выработать унифицированный подход в рамках округа для равномерного развития инвестиционного климата во всех субъектах СКФО… очень важно снизить разрыв между субъектами-лидерами и теми, кто пока отстает». Представители субъектов СКФО в ответ сообщили, что они готовы консолидировать силы для равномерного развития всех регионов Северного Кавказа. Как было отмечено на заседании, на данный момент субъектам СКФО необходимо обеспечить исполнение мероприятий «дорожных карт» по предоставлению госуслуг в электронном виде, созданию системы межведомственного взаимодействия, в том числе по выстраиванию единой системы взаимодействия между органами власти и сетевыми организациями, созданию единой регламентации процедур выдачи разрешения на строительство для всех муниципальных образований. Кроме того, субъекты должны создать условия для применения экстерриториального принципа приема документов. На последующих заседаниях рабочей группы планируется с представителями федеральных органов власти и предпринимательского сообщества поэтапно рассмотреть вопросы выдачи разрешений на строительство, регистрации прав собственности, подключения к электросетям и постановки на кадастровый учет [14]. В этот же день в Москве Первый заместитель Министра РФ по делам Северного Кавказа, председатель Совета директоров АО «Корпорация развития Северного Кавказа» Одес Байсултанов провел совещание с региональными директорами корпорации в субъектах СКФО. Представители АО «КРСК» доложили о промежуточных итогах своей работы по развитию инвестиционной деятельности корпорации и представили наиболее привлекательные проекты в сфере агропромышленного комплекса, промышленности, стройкомплекса и рекреации. О. Байсултанов высоко оценил пакеты инвестиционных проектов, собранные представителями «КРСК» в Республике Дагестан, Чеченской Республике и Ставропольском крае: «Работа проведена достаточно серьезная, но нам всем надо ускоряться. При этом необходимо иметь в виду, что нам не нужны «сырые», некачественные проекты, которые не несут синергетическое воздействие на улучшение социальной сферы». Кроме того, было отмечено, что каждый проект должен быть рентабельным. В ходе был поднят вопрос о совершенствовании механизмов отбора инвестиционных проектов, которые могут быть поддержаны из федерального и региональных бюджетов. В связи с этим Байсултанов поручил сотрудникам АО «КРСК» и профильным департаментам Минкавказа России проработать озвученные в ходе совещания предложения: «Надо исходить из того, что на господдержку не может рассчитывать инициатор инвестпроекта, не обладающий профессиональными знаниями в данной сфере и не несущий личную финансовую ответственность. Он должен вкладывать в проект не только заемные средства, но и свои личные. Если предприниматель бьется за проект, то тем самым и государство обезопасит свои вложения» [15]. Обобщая данные, следует отметить, что в реализации общегосударственной и региональной социально-экономической политики важнейшим фактором должно стать понимание насущных проблем, выявление рисков и возможностей их развития [16, 7; 17]. А долгосрочные цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития СКФО необходимо рассматривать с учетом сложившейся ситуации в стране и влияния долговременных политических и макроэкономических тенденций. ______________________________________________________ 1. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485‑р) [электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru / yandsearch?clid=2186618&text
|