Э. М. Далгат Л. Б. Салихова ПЕТРОВСК ПРОМЫШЛЕННЫЙ |
В статье рассмотрен процесс формирования и развития промышленности в городе Петровске Дагестанской области. Отмечается, что Петровск, как и город Темир-Хан-Шура, были молодыми городами, преобразованными из русских военных укреплений в 50‑60‑е гг. XIX в. Третий город области — Дербент — имел многовековую историю. Показано, что Петровск изначально планировался как торгово-промышленный центр Дагестана, о чем свидетельствует «Положение об управлении портового города Петровска». Он должен был оживить северо-западное побережье Каспия, сделать Петровск центром транзитной торговли со Средней Азией и Персией. В статье рассматривается роль морского порта и дагестанской ветви Владикавказской железной дороги в развитии промышленности в Петровске. Показано возникновение и развитие в городе фабрично-заводских предприятий. Особое внимание уделено крупнейшей на Северном Кавказе хлопчатобумажной фабрике «Каспийская мануфактура», продукция которой вывозилась в Персию, Среднюю Азию. Показана работа мелких промышленных заведений. В статье отмечается, что заметное место в экономике Петровска занимала рыбная промышленность, где главную роль играли русские промышленники, а основной рабочей силой были рыбаки из Поволжья. Уделяется внимание формированию рабочего класса из представителей коренного населения. Это происходило на предприятиях фабрично-заводской промышленности, на железной дороге, рыбных промыслах. Дагестанцы перенимали производственный опыт у высококвалифицированных русских рабочих. Авторы приходят к выводу, что развитие промышленности в Петровске и в Дагестане в целом было следствием развития русского капитализма вширь. В Петровске была развита в основном обрабатывающая промышленность. Здесь было и мелкотоварное производство, и крупная машинная индустрия, основанная на русском капитале. Многие промышленные предприятия возникали по инициативе русской буржуазии и в соответствии с потребностями российского рынка. Ключевые слова: Российская империя, Петровск, «Каспийская мануфактура», рыбная промышленность, капитализм.
Во второй половине XIX в. в состав Российской империи вошел ряд новых территорий. Одной из них был Дагестан, завоеванный Россией в ходе Кавказской войны. Поскольку новые земли находились у границ метрополии, правительство было вынуждено решать проблемы поддержания единства экономической системы, несмотря на разнообразие экономики регионов, вошедших в состав империи. В силу территориальной близости и единства границ, а также сознательной централизаторской стратегии правительства, экономическая взаимозависимость центра и окраин была достаточно сильной [1, 29].
Метрополия тратила большие деньги на обеспечение обороны и безопасности завоеванных земель, содержала большую армию. Эти затраты не покрывались доходами с новоприобретенных земель. Позже, когда укрепились экономические связи окраин с центром, их вклад в государственный бюджет заметно повысился, но и тогда затраты империи на содержание были выше [1, 29]. В XIX — начале XX в. Россия переживала процессы модернизации. Происходила трансформация традиционной системы хозяйствования и феодально-крепостнических основ ее функционирования в направлении модернизации либерально-капиталистического типа. Модернизационные процессы включали в себя индустриализацию, структурную и функциональную дифференциацию общества, образовательную революцию и т.д. Эти процессы в разной степени затронули и Дагестан. Возникновение новых городов в Дагестане произошло, когда он стал частью Российской империи. Городское население составляло незначительную часть населения области. Если в 1860 г. горожане составляли 2,9 %, то в 1913 г. — 11 % населения Дагестана. Вместе с тем, города играли большую роль в социально-экономическом и культурном развитии Дагестанской области. Они были центрами развития промышленности, торговли. Следствием развития российского капитализма вширь было появление в городах Дагестана фабрично-заводской промышленности. Во второй половине XIX — начале XX в. в Дагестанской области было три города: Дербент, возникновение которого уходит в глубокую древность, и два молодых города — Петровск и Темир-Хан-Шура, преобразованные в города из русских военных укреплений в 50‑60‑е гг. XIX в. Дербент был торгово-ремесленным городом, административный центр области город Темир-Хан-Шура был городом военных и чиновников, а Петровск стал промышленным центром области. Русское военное укрепление Петровское было возведено в 1844 г. До него существовало укрепление Низовое, «назначением которого, — как пишет А. Л. Зиссерман, — было служить прикрытием, выгружающихся для войск и провианта и военных принадлежностей» [2, 339]. В 1843 г. укрепление Низовое было разрушено горцами, и в следующем году в нескольких верстах от старого укрепления, недалеко от селения Тарки, «на скалистом взгорье, отдельно поднявшимся из плоскости, вдоль берега, на расстоянии саженей 300 от моря» [3] было построено укрепление Петровское. В феврале 1857 г. наместник Кавказа А. И. Барятинский в письме к председателю Кавказского комитета князю Орлову предлагал преобразовать укрепление Петровское в крепость 3‑го класса и портовый город «…в видах поощрения торговли и промышленности по северокавказскому берегу Каспийского моря и для привлечения к сему пункту большого народонаселения…» Далее он писал, что «создание города в этом пункте оживит целый край и доставит прочную опору возрождающемуся каспийскому судоходству» [4, 351]. Предложение Барятинского было поддержано верховной властью, и 24 октября 1857 г. император Александр II подписал указ об учреждении портового города Петровск. Тогда же было принято «Положение об управлении портового города Петровска». В §5 «Положения» говорилось, что «портовый город Петровск назначается преимущественно для поселения жителей торгового и промышленного класса», т.е. изначально город планировался как торгово-промышленный [5, 32]. Для привлечения населения во вновь создаваемый город власти предоставляли новым горожанам льготы. В §15 «Положения» говорилось: «Желающим переселиться в портовый город Петровск из внутренних губерний Империи или из Закавказского края и записаться в оном в купцы, мещане, цеховые дается льгота от платежа гильдейских пошлин и государственных повинностей, поставки рекрут и военного постоя в течении десяти лет со дня утверждения сего положения» [5, 33]. Кроме того, «все лица, причисленные к городу Петровску, обязываются не далее трех лет со дня приписки, завести там прочную оседлость» [4, 33]. Оседлыми считались те лица, которые на отведенных им местах сделают постройки или разведут сады и огороды, приносящие им доход, или купят недвижимость у ранее поселившихся в Петровске жителей. Важным был §16 Положения, в котором говорилось, что «каждому приписавшемуся к городу Петровск предоставляется право производить свободный внутренний и заграничный торг на неопределенную сумму и всякому дозволяемую промышленность и ремесло, а также учредить фабрики и заводы, сообразно с его средствами во все продолжения льготного срока» [5, 34]. На новый город возлагали большие надежды. Он должен был оживить северо-западное побережье Каспия, сделать его центром транзитной торговли со Средней Азией и Персией. Еще во второй половине 40‑х — начале 50‑х гг. в укреплении Петровском несколько предприимчивых армян, астраханских мещан и евреев из южных и западных губерний, по сведениям И. С. Костемеревского, завели мелочную торговлю в возникающем поселении [3]. Он сообщает, что «два коммерческих дома астраханских капиталистов и один саратовский, выслали в Петровское своих агентов, построили магазины и положили первые основания морской торговли между Петровском и Астраханью. С этого времени, отмечает Костемеревский, «царица Каспия, Петербург азиатский, — Астрахань стала ежегодно высылать свои флоты на рейды Петровского» [3]. При Петровском было два рейда: один казенный для судов с казенным грузом и коммерческий для купеческих судов. Из-за мелководья суда не могли подходить к берегу, и доставка грузов с судов на берег осуществлялась лодками. Предвидя значение Петровского как рынка для населения Дагестана и «хлебородной низовой России», правительство учредило в нем таможню. С 1 апреля 1852 г. при Петровском укреплении на расстоянии 120 саженей от него «от вечерней зари до утренней» начал действовать маяк. Он был нанесен на карту Каспийского моря [6, 304, 305]. С открытием навигации в Петровское приезжало много народа «и с моря и с материка» [3]. С середины марта в рейды прибывали сначала небольшие суда, так называемые кусовые. На них мелкие торговцы привозили из Астрахани небольшие партии пшеничной муки — товар, всегда имеющий хороший сбыт в Дагестане, а перед праздником Пасхи раскупающийся русским населением нарасхват. В начале апреля в Петровск прибывал пароход и караван судов с казенным провиантом. Затем появлялись купеческие суда с пшеницей, овсом, ячменем, лесом и другими товарами. В Петровске они брали на борт марену, грецкие орехи, яблоки, карабудахкентские груши, невыделанные кожи и сало, которые с выгодой продавали в Астрахани [3]. После окончания Кавказской войны Петровск из военного укрепления постепенно превращается в торгово-промышленный центр области. Этому способствовало строительство морского порта. Вопрос о порте обсуждался в Тифлисе, у наместника Кавказа, затем в Санкт-Петербурге в Кавказском комитете. Комитетом было признано «существенно полезным и необходимым устроить на Петровском рейде постоянную пристань, особенно теперь, при развитии пароходного сообщения по Каспийскому морю» [5, 36]. Император Александр II признал необходимым строительство порта в Петровске и на журнале Кавказского комитета 23 мая 1858 г. начертал «Исполнить» [5, 37]. Порт был построен в 1869 г. [7] Оборудование для его строительства закупали в Англии. Строительство порта и оборудование обошлись в полтора миллиона рублей [8, 12]. Порт сыграл значительную роль в экономическом развитии Петровска и Дагестанской области в целом. С каждым годом увеличивался его товарооборот. Большую роль в этом сыграло пароходное общество «Кавказ и Меркурий», которое еще с 1861 г. установило регулярное сообщение Петровска с Астраханью [8, 16]. Пароходный флот общества отличался профессионально обученными командами, среди шкиперов часто встречались немцы. До этого по Каспию ходили большой частью морально и физически устаревшие парусные корабли. Как писал по этому поводу И. Березин, «на Каспийском море плавают, при том небольшом числе очень плохие судна, под управлением самых невежественных шкиперов» [9, 58]. Общество «Кавказ и Меркурий» со времени основания в 1858 г. выполняло крупные государственные заказы: перевозку провианта от Астрахани к портам Каспийского моря, в том числе Петровску, для всех кавказских армий. По условиям контракта общество брало на себя обязательство перевозить от 350000 до 500000 четвертей ежегодно в течение семи лет. В Уставе общества были установлены тарифы на перевозку, которые не могли изменяться до истечения срока договоренности. Перевозка груза из Астрахани до Петровска была оценена в 80 копеек серебром [10, 19]. С каждым годом увеличивалось количество пароходов, прибывавших в Петровск. Они постепенно вытесняли парусные суда. Е. И. Козубский сообщал, что «в 1860 г. в Петровск пришло 16 паровых и 437 парусных, а в 1868‑116 паровых и 218 парусных судов. На этих судах в 1868 г. было привезено товаров без казенных грузов на 1 711 744 руб., одних галантерейных товаров — на 562 500 руб., металлических изделий — на 80 336 руб., строительного леса — на 62 612 руб., вывезено товаров на сумму 186 644 руб., в том числе марены — на 12 457 руб.» [11, 130]. Наличие морского порта, а также строительство Дагестанской ветви Владикавказской железной дороги, которая в 90‑е гг. XIX в. прошла вдоль Каспийского побережья через территорию области, способствовали развитию здесь промышленности. На территории Дагестана было построено 10 железнодорожных станций, разъездов, десятки мостов и зданий. На железной дороге и железнодорожных станциях в начале XX в. работало около 1000 рабочих, большинство которых составляли русские [12, 216]. В Петровске, как и в других городах Дагестанской области, получила развитие в основном обрабатывающая промышленность. Это текстильная фабрика, табачные фабрики, пивоваренные предприятия и т.д. После строительства железной дороги стала интенсивно развиваться рыбная промышленность. Самым крупным промышленным предприятием в Петровске и на всем Северном Кавказе была текстильная фабрика «Каспийская мануфактура», начавшая работу в 1899 г. Учредителями были русские предприниматели С. Решетников и Ф. Петрококино. Возникновению прядильно-ткацкой фабрики в Петровске способствовала благоприятная экономическая конъюнктура, т.е. близость сырьевых хлопковых рынков (хлопок из Средней Азии привозили на пароходах), рядом находились источники топлива для фабрики — бакинская нефть. Наличие в городе порта и железной дороги, т.е. путей сообщения, по которым можно было отправлять готовую продукцию, делало Петровск привлекательным для основания здесь хлопчатобумажной фабрики. Кроме того, рынки сбыта продукции фабрики — Закавказье, Персия, Средняя Азия — находились рядом. Текстильные фабрики Центральной России выпускали тонкие сорта хлопчатобумажных тканей, а персидский рынок требовал тканей грубых, прочных и дешевых. Выпускаемые «Каспийской мануфактурой» суровая бязь и грубый миткаль пользовались там большим спросом. Бязь охотно покупали и дагестанские горцы, привыкшие к домотканой одежде [13, 93]. Фабрика была хорошо оборудована машинами новейшего типа, приобретенными в Англии. В прядильном цехе было установлено 50 кардных машин, 54 прядильных ватера с общим числом 18200 веретен. В ткацком цехе 528 самоткацких станков приводились в движение электромоторами [13]. Для работы на фабрике требовались высококвалифицированные рабочие, которых в Дагестане не было. Выход нашли, пригласив необходимые кадры из текстильных центров империи, в частности из Подмосковья. Рабочим оплачивали дорогу, давали квартиры, хорошую зарплату, создавали для них сносные бытовые условия. Некоторые из рабочих осели в Петровске и стали его жителями. Другие не смогли перенести непривычный климат и условия жизни и возвращались на старое место жительства. Если вначале подавляющее большинство рабочих «Каспийской мануфактуры» составляли русские рабочие, то постепенно увеличивалось число дагестанцев, работавших на фабрике. Это были крестьяне из окрестных селений, в частности из Тарки, Альбурикента, Кяхулая. Работая на фабрике, они не теряли связь с сельским хозяйством, сочетали труд промышленного рабочего с крестьянским. Русские рабочие обычно выполняли работы, требующие высокой квалификации, например, в механической мастерской, паровой и котельной, масленщиками, по ремонту оборудования. Дагестанские рабочие чаще работали в прядильном и ткацком цехах, а также на подсобных работах [14, 1‑3]. Плата рабочим составлялся от 65 до 70 коп. в день на собственных харчах. Работа на фабрике была непрерывной, в две смены. Каждая смена работала по 9 часов [15, 37]. Для рабочих были построены 8 казарм, лавка, хлебопекарня, библиотека, баня и первая в Дагестане оборудованная больница на 25 коек. В здании больницы было три палаты, кабинет врача, аптека, операционный зал, ванная и зал для прогулок выздоравливающих больных. Поскольку фабрика была построена в нескольких верстах от города, то врач ежедневно приезжал из Петровска [15]. При фабрике была построена механическая мастерская для производства необходимых ремонтных работ. Станки в мастерской приводились в движение с помощью двух керосиновых моторов мощностью в 12 лошадиных сил [15]. Фабрика динамично развивалась. Увеличивалась производительность труда. В 1901 г. объем производства составлял 602 тыс. рублей, в 1903 г. он составил более 818 тыс. рублей. Ежегодно перерабатывалось 40‑45 тыс. пудов хлопка [16, 53]. Вместе с тем, на работе фабрики сказывались экономические кризисы, время от времени охватывавшие экономику развитых стран мира, в том числе Россию. В годы кризисов закрывались предприятия, происходили массовые увольнения рабочих. Кроме того что экономические кризисы негативно сказывались на работе «Каспийской мануфактуры», на иранском рынке ей приходилось конкурировать с английскими товарами и товарами хлопчатобумажной фабрики бакинского миллионера З. Тагиева [17, 30]. Все это привело к тому, что в течение четырех лет, с 1907 по 1910 гг., фабрика не работала [17, 31]. Но с экономическим подъемом, начавшемся в России, «Каспийская мануфактура» в 1911 г. вновь заработала. К этому времени поменялись владельцы фабрики. Вместо Решетникова ими стали фабриканты Кнопп, братья Крафт и Алексеев [17, 31]. В их владении фабрика пробыла недолго. В 1913 г. фабрику «Каспийская мануфактура» приобрел промышленник З. Тагиев, владевший ею до 1920 г., когда она была национализирована и передана в ведение Дагестанского областного Совета народного хозяйства [12, 217]. С началом Первой мировой войны русские квалифицированные рабочие фабрики были мобилизованы в армию и отправлены на фронт, равноценной замены из местных рабочих им не было [13, 96]. В 1915 г. число рабочих на «Каспийской мануфактуре» по сравнению с довоенным 1913 годом сократилось на четверть, а в 1916 г. — наполовину, на столько же сократилась и валовая продукция фабрики [18, 280]. С началом Первой мировой войны «Каспийская мануфактура» была включена в список заводов и предприятий Дагестанской области, работающих на государственную оборону [19, 1]. Фабрика «Каспийская мануфактура», созданная на основе русского капитала, играла большую роль в проникновении и развитии капиталистических отношений в Дагестане. Фабрика создавала рабочие места не только для рабочих из центральных областей империи, но и способствовала притоку на постоянную работу горцев. Русские специалисты содействовали подготовке квалифицированных рабочих из коренного населения. Наряду с крупной фабрикой «Каспийская мануфактура» промышленность Петровска была представлена более мелкими предприятиями. В 1876 г. в Петровске начал функционировать пивоваренный завод, принадлежащий российскому подданному Фельшау. В 1902 г. на заводе было выварено 30000 ведер пива на сумму 40000 руб. [20, 91] В 1910 г. завод был куплен А. П. Вейнером. В этот год на заводе работало 56 рабочих. Во время варки пива рабочий день длился с 5 часов утра до 22 часов вечера. На заводе имелись электроотделение, а также машинное, сортировочно-бондарное, бродильное, пастеризационное отделения, склады для пива, льда, холодильные отделения, хмелевой отдел, машины для мойки бутылок, несколько резервуаров для воды, чаны на 100 пудов ячменя, прессы [20, 94]. На 1 марта 1912 г. бюджет завода составлял 369 872 руб. [20, 94] Завод имел оптовые пивные склады в Темир-Хан-Шуре, Дербенте, Владикавказе, Пятигорске [21, 6], Баку, Кубе, Сальяне [22, 7‑8]. В том же 1876 г., когда был открыт пивоваренный завод, в Петровске начала работать типография А. М. Михайлова. Это было первое в Дагестанской области предприятие подобного рода. В типографии производились работы по печатанию книг и линованию бумаги. Здесь работало 14 взрослых и 18 подростков [23, 12]. В 80‑е гг. XIX в. в Петровске появились две табачные фабрики. На них перерабатывали листья табака, который выращивали с промышленной целью на плантациях в Кайтаго-Табасаранском и Кюринском округах Дагестанской области. Владельцем табачной фабрики «Фортуна» был предприниматель А. М. Михайлов, уже имевший типографию. На фабрике работало 87 человек [23, 12]. В 1902 г. на ней было переработано 2929 пудов табака, изготовлено 16 млн 250 тыс. папирос на сумму 61 895 руб., годовое производство составляло 170 000 руб. Продукция «Фортуны» реализовывалась в Закавказье, Терской области, других регионах России, а также за границей [12, 222]. Вторая табачная фабрика в Петровске — «Дагестан» — принадлежала предпринимателю А. Мамедову. Она была меньше, чем табачная фабрика А. М. Михайлова: на ней работало 50 рабочих, и в 1902 г. на ней было изготовлено 1 млн 105 тыс. папирос [12, 222]. В Петровске, других городах и селениях Дагестанской области имелось несколько десятков табачных лавок [24, 12], где продавалась продукция, произведенная на местных табачных фабриках. В 1908 г. в Петровске был построен гвоздильный завод. Он выпускал 20 видов гвоздей и жженую проволоку. На заводе работало 50 человек [20, 53]. Поставщиком сырья для гвоздильного завода являлись Брянский рельсопрокатный железоделательный завод, Александровский завод в Екатеринославле, Русско-балтийское металлическое общество [20, 53]. Гвоздильный завод в Петровске был одним из предприятий, которые развивались и работали стабильно. В самом конце XIX в. в Петровске открылся небольшой завод искусственных минеральных вод, продукция которого реализовывалась на месте [13, 101]. Заметное место в экономике Петровска занимала рыбная промышленность. Владельцами рыбных промыслов были русские промышленники. Самым крупным из них был астраханский купец К. П. Воробьев. Из-за упадка сельдяного промысла на Волге в 80‑х гг. XIX в. он взял в аренду на 12 лет у шамхала тарковского принадлежавшие тому рыболовные воды в районе города Петровск. Воробьев организовал на своих рыбных промыслах лов сельди в море закидными неводами и ее промышленную обработку, а также промысел красной рыбы. Для хранения рыбы в 1895 г. в Петровске он построил холодильник «Заморозка», рассчитанный на 187 тыс. пудов рыбы, где работало 250 рабочих, а также бондарный завод, на котором трудились 70 рабочих. На его рыбных промыслах и предприятиях работало несколько сот рабочих. Это были жители Петровска, а также квалифицированные рабочие — рыбаки, преимущественно из Поволжья — губерний Саратовской, Астраханской и Самарской [13, 104‑105]. Работали там и горцы Дагестана. Петровск превратился в крупный центр рыбной промышленности после проведения в 90‑х гг. XIX в. железной дороги через территорию Дагестанской области. Газета «Россия» отмечала, что «с проведением Баку-Петровской линии, этот край (Дагестан. — Авт.) приобретает высокую ценность. Прилив предпринимательской инициативы наблюдается с каждым днем» [25]. Рыбопромышленники получали хорошие доходы. Так, один чан засоленной селедки продавали по цене от 250 до 300 руб. [26] Красная рыба стоила намного дороже. Как писал А. И. Бородин, «весь юг России питается уже петровской и дербентской сельдью морского лова» [27, 180]. В начале XX в. в Петровске было создано монополистическое рыбопромышленное объединение «Г. З. Тагиев и сыновья», директором которого стал родственник бакинского миллионера Г. З. Тагиева дербентский купец Гамдулла Абдуллаев. Постепенно все петровские промыслы, ранее принадлежавшие фирме «Наследники К. П. Воробьева», стали собственностью фирмы «Г. З. Тагиев и компания» [20, 126]. Рыбная промышленность была одной из важных отраслей экономики Петровска. Петровск развивался как промышленный центр области во многом благодаря порту и железной дороге, где трудилось много рабочих. Еще при строительстве Петровской гавани в 1861 г. здесь появилась механическая мастерская, которая была первым в Дагестане крупным промышленным заведением фабричного типа. В 1912 г. военный губернатор Дагестанской области Вольский сообщал в Департамент полиции: «что касается рабочего класса, то таковой сосредоточен исключительно в Петровске, в порту и на железной дороге… В порту работают, — писал губернатор, — исключительно артели рабочих из персидско-поданных, по своей неприхотливости и дешевизне оплаты труда вытеснившие русских рабочих» [28, 1об.]. В начале ХХ в. в порту работало 1,2 тыс. человек. На железной дороге квалифицированную работу выполняли русские рабочие, а дагестанцы трудились чернорабочими, постепенно перенимая знания и опыт у своих русских товарищей. Петровский участок железной дороги представлял в начале ХХ в. крупное предприятие со своими железнодорожными мастерскими, депо и т.п. В мастерских и депо, в паровозных бригадах трудились машинисты, металлисты, слесари, токари, электрики, котельщики, кузнецы, столяры и другие квалифицированные специалисты. Таким образом, появление городов Петровск и Темир-Хан-Шуры в Дагестане связано с модернизационными процессами в Российской империи второй половины XIX — начала XX в. Одним из направлений модернизации была урбанизация. Города сыграли большую роль в проникновении и развитии в Дагестане капиталистических отношений. Здесь возникли первые промышленные предприятия, шло формирование рабочего класса из представителей коренного населения, перенимавших производственный опыт у высококвалифицированных русских рабочих, работавших с ними на фабриках, на железной дороге, в порту, на рыбных промыслах и т.д. Промышленное развитие города Петровска и Дагестанской области в целом ускорилось со строительством Дагестанского отрезка Владикавказской железной дороги, связавшей область с внутренними губерниями империи, с Закавказьем, Персией. Анализ фактического материала показывает пестроту социально-экономической структуры промышленности в Петровске и в Дагестане в целом. Здесь имелись мелкотоварное производство, капиталистическая мануфактура и крупная машинная индустрия. Отдельные предприятия, например, «Каспийская мануфактура», с самого начала возникли как сугубо капиталистические, стоявшие на фабричной стадии развития. Они создавались по образцу русского и европейского производства. Особенностью развития капиталистической промышленности в Дагестане и в Петровске в том числе является то, что она возникли за исторически короткий период. Эта особенность была следствием развития русского капитализма вширь, когда многие промышленные предприятия возникали по воле русской буржуазии, в соответствии с потребностями российского рынка. В целом же промышленное развитие Петровска, как и других городов края, оказывало положительное влияние на экономическое развитие всей Дагестанской области.
|