Т. А. Бекоева А. С. Магамедова ГРОЗНЕНСКАЯ ГОРСКАЯ ШКОЛА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1863‑1917 гг.) |
Статья посвящена истории открытия и определению роли Грозненской горской школы в процессе становления светской системы просвещения в Северо-Кавказском регионе. Материалы, использованные для ее написания, извлечены из фондов Архивного Управления Правительства Чеченской Республики. Грозненская горская школа — мужское начальное двухклассное училище с пансионом — была открыта 28 ноября 1863 года. Здание школы принадлежало частным владельцам — состоятельным жителям города Грозного, а содержало ее российское правительство, которое выделяло для этого необходимую сумму. Это просветительское заведение давало возможность получения образования как русским, так и чеченским ученикам, и хотя преподавание в нем велось только на русском, дети изучали чеченский и арабский языки (чеченский язык не являлся обязательной дисциплиной для русских учащихся). Среди преподаваемых в Грозненской горской школе предметов были русский язык, чтение, математика, изучение молитв, а также необязательные дисциплины: пение, гимнастика, столярное и токарное ремесла, садоводство, огородничество, шелководство, так как обучение различным ремеслам становилось в исследуемый период весьма актуальным (особенно применительно к выходцам из коренной национальности). Архивная документация свидетельствует, что профессионализм и компетентность учителей, преподававших в этом образовательном учреждении, были на достаточно высоком для того времени уровне, они хорошо знали свою работу и были заинтересованы в ее конечных результатах. Возможно, из‑за проблем с учебной литературой, незнания русского языка местными жителями, наличия материальных проблем или других субъективных причин результаты обучения в Грозненской горской школе, независимо от национальности учеников, были более чем скромными. Ключевые слова: Грозненская горская школа, светское обучение, успеваемость, сельские школы, ремесленное обучение.
Сегодня, когда важнейшее значение для выхода нашей страны из кризиса имеет возрождение нравственно-духовных ценностей общества, особую роль играет историко-культурное осмысление прошлого. Глядя в прошлое, мы открываем и заново оцениваем произошедшие события, анализируем поучительные уроки истории, одним из которых является осознание жизненной необходимости взаимопонимания и тесного взаимоотношения народов, имеющих различные культурные и ментальные традиции.
Формирование единого культурного пространства Российского государства было сложным, длительным и противоречивым процессом. В его основе лежало созидательное начало, направленное на взаимовыгодное сотрудничество, стремление к самосохранению и развитию. Одним из наиболее плодотворных периодов в не прекращавшемся процессе диалога культур и обществ России и Северного Кавказа была вторая половина XIX в. — время поиска адекватных административно-правовых механизмов интеграции многонационального поликонфессионального региона в государственную систему России, осуществления социально-культурных преобразований и формирования нового слоя просвещенных элит в горских обществах. На основе архивных материалов нами рассмотрена роль Грозненской горской школы в становлении системы просвещения в северокавказском регионе. История появления Грозненской горской школы началась задолго до ее открытия. Помощник начальника Терской области еще 22 июня 1861 г. писал начальнику Чеченского Округа: «Из некоторых дел… переданных в настоящее время во вновь учрежденную Дирекцию училищ Терской области, усмотрено мною предположение об открытии в крепости Грозной школы в 1858 году… несмотря на это по настоящее время школы не существует…» [1, 1] Этот исторический документ свидетельствует о трудностях, которые встречались на пути становления системы просвещения в округе и различной степени ответственности чиновников, находящихся на руководящих постах. 28 ноября 1863 г. Грозненская горская школа — мужское начальное двухклассное училище с пансионом — была открыта. Содержало это образовательное учреждение российское правительство, которое выделяло для него необходимую сумму в размере 8 812 рублей в год. Здание школы принадлежало частным владельцам — состоятельным жителям города Грозного, и, как свидетельствуют архивные источники, размер аренды этого здания составлял 1 500 рублей [2, 157]. Это просветительское заведение давало возможность получения образования как русским, так и чеченским детям, преподавание в нем велось только на русском языке, однако изучались чеченский и арабский языки. В архиве сохранились документы о результатах проведения 17 октября 1896 г. очередной ревизии в Грозненской горской школе. Материалы ревизии позволяют нам ознакомиться с состоянием дел в этом образовательном учреждении. По ее результатам и заключению, сделанному комиссией, расположение помещения данного учебного заведения было «неудобно», объем классной комнаты в кубических аршинах составлял 472,5. Библиотека в школе была разделена на две части — фундаментальную и ученическую: «В фундаментальной библиотеке насчитывалось 930 названий (2 013 томов) на сумму 2 488 руб., а в ученической библиотеке — 542 названия (1 009 томов), на сумму 587 р.». Кроме того, школа имела в распоряжении собственные пособия, «393 предмета на сумму 844 р.» [2, 158]. Отметим, что профессионализм и компетентность учителей, преподававших в этом образовательном учреждении, были на достаточно высоком для того времени уровне. О том, что они хорошо знали свою работу и были заинтересованы в ее конечных результатах, можно судить по следующему зафиксированному в документах факту: учителем арифметики в школе был П. Косовский, знания учащихся по предмету он закреплял, решая задачи из известных в то время учебников Малинина и Евтушенко [3, 7]. Свою точку зрения по поводу вышеупомянутой школьной литературы этот учитель выразил, выступив 9 декабря 1895 г. на заседании Педагогического Совета Грозненской горской школы. В его докладе содержатся следующие критические замечания: «…в нашей учебной литературе нет ни одного сборника арифметических задач, в котором задачи были бы подобраны последовательно по степени их трудности и по сходству замысла. Даже больше, в лучших наших сборниках нет даже простой группировки задач аналогичных, а потому зачастую приходится после проработанной классом задачи какого‑либо вида рыться по всем отделам любого из наших сборников, чтобы поискать задачу, аналогичную только что проработанной» [3, 8]. Возможно, из‑за подобных проблем с учебной литературой, незнания русского языка местными жителями, наличия материальных проблем или других субъективных причин результаты обучения в школе, независимо от национальности учеников, были более чем скромными. Из таблицы 1, содержащей сведения об успеваемости учеников 1‑го отделения приготовительного класса, следует, что более половины обучающихся не были переведены в следующий класс [4, 16].
Среди изучаемых в Грозненской горской школе предметов были и «необязательные дисциплины: пение, гимнастика, столярное и токарное ремесла, садоводство, огородничество, шелководство…» [2, 158] Стоит отметить и то, что обучение различным ремеслам становилось в исследуемый период весьма актуальным (особенно применительно к выходцам из коренной национальности). В 1896 г. в приготовительном классе обучались 130 человек (в первом отделении — 56, во втором — 45, в третьем — 29), в первом классе был 31 учащийся, а во втором — 13. Программа занятий по русскому языку, пройденному с учениками 2‑го отделения приготовительного класса, была очень насыщенной, об этом свидетельствуют нижеприведенные данные: «…учениками прочтено и усвоено содержание следующих статей из книги для чтения Баранова: «Два плуга» Ушинского, «Дуб и Орешник» Толстого, «Сиротка» Мельникова… Ими заучены наизусть следующие стихотворения и басни: «Дедушка» Никитина, «Сельские работы» Некрасова, «Чиж и голубь» Крылова, «Кто он» Майкова, «Обитель» Козлова, … «Наступление весны» Пушкина, «Весенняя гроза» Кольцова, «Труды солнышка» Жуковского» [3, 188]. По грамматике ребята изучали простые предложения, части предложения, а по арифметике — числа любой величины до десятков тысяч и русские меры длины, веса, сыпучих и т.д. [3, 189] Чеченский язык являлся необязательной дисциплиной для русских учеников. Чеченские просветители стремились продолжить начинания российских ученых-кавказоведов и делали попытки создания новых алфавитов родного языка, взяв за основу разработанные ими принципы, составляли буквари и книги для чтения. Например, в 1912 г. чеченец Таштемир Эльдарханов составил новый букварь для школ [5, 101]. Комиссия, побывавшая в 1896 г. в Грозном и в горской школе, указала в отчете, что количество грамотных (знающих русский язык) жителей Грозненского округа составляло 13 588 человек [2, 158]. Впрочем, в это число входили представители всех национальностей, проживающих в Грозном, а чеченцы в конце XIX в. в основном проживали в сельской местности и обучались в конфессиональных школах. Тем не менее, Грозненская горская школа успешно готовила светски образованных представителей горских этносов, она просуществовала до 1917 г. Светские школы открывали не только в городе, но и в сельской местности. Проанализированные нами документы Кавказского учебного округа свидетельствуют, что администрация не чинила препятствий при открытии школ, однако финансовое положение таких учебных заведений в большой мере зависело от личных пожертвований. В архиве мы обнаружили следующую запись от 7 февраля 1892 г.: «Генерал-Лейтенант Каханов, признавая возможность приступить к постройке зданий для училищ в Хасав- Юрте и Ведено, просит сообщить ему, какие училища полагали бы открыть в этих местностях, сколько потребуется средств и сколько должно быть отнесено на счет казны» [6, 11]. Оставшуюся необходимую сумму собирали сами жители сел. Желание коренных жителей дать своим детям не конфессиональное образование в школах, открытых при мечетях, а светское было настолько велико, что они проявляли инициативу: готовили прошения, собирали деньги, выделяли территорию для постройки учебных заведений. Например, для устройства вышеупомянутых школ с населения была собрана большая сумма (денежные средства в размере 52 488 руб. 21 коп.) [6, 1]. В свою очередь попечитель Кавказского учебного округа всячески поддерживал стремление горцев дать детям не конфессиональное, а светское образование в подведомственных ему образовательных учреждениях. По этому поводу он писал директору народных училищ Терской области следующее: «Сообщаю Вашему Превосходительству, что я признавал бы возможным построить для детей горцев в Хасав-Юрте и Ведено начальные двухклассные училища с пятилетним курсом обучения с тем, чтобы для учеников вторых классов были введены профессиональные, согласно местным потребностям, занятия… и устройство при них пансионов: в Хасав-Юрте на 40 воспитанников (по 20 вакансий для детей горцев и русских), в Ведено на 50 воспитанников (по 15 вакансий для детей горцев и русских)» [6, 12]. Образовательная политика Российской империи помогала горским народам интегрироваться в новое общество. Всячески содействуя этому процессу, правительство России к концу XIX в. продолжало открывать новые школы, перейдя на новый уровень развития просвещения в крае, вовлечения горских этносов в орбиту европейской цивилизации, приобщения их к русской культуре и способствовало привлечению к обучению женского населения северокавказского региона. ______________________________________________________ 1. Архивное Управление Правительства Чеченской Республики (далее АУП ЧР). Ф. 236. Оп. 6. Д. 01.
|