И. Т. Марзоев ДОНИФАРС И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ФАМИЛИЙ ГАГУАТ |
В статье на основе комплексного подхода впервые рассматривается вопрос о происхождении одного из союзов привилегированных родов Дигорского общества Северной Осетии. Представлено историко-генеалогическое исследование фамилий осетинских феодалов Алиевых, Асеевых, Ельбиевых, Кабановых, Кануковых, Кобегкаевых, Найфоновых и Хорановых, основанное на архивных источниках и материалах путешественников и исследователей. Показаны социальные и родственные связи представителей этих фамилий с аристократией других осетинских обществ и соседних кавказских народов: балкарцев и кабардинцев. Рассмотрено участие мухаджиров гагуат в переселении в Турцию во второй половине XIX в. В статье также рассмотрены исторические судьбы представителей этих фамилий в XIX — начале XX в., в эпоху революционных преобразований в России и на Кавказе. Материалы исследования существенно дополняют сложившиеся представления об аристократии осетин, способствуют более глубокому и обновленному исследованию генеалогии осетинских фамилий. Ключевые слова: Россия, Кавказ, Северная Осетия, привилегированное сословие, фамилия, брак, мухаджирство, революция.
В Дигорском ущелье Северной Осетии на левом берегу р. Ираф у южного подножья Салдари-хох расположен один из древнейших населенных пунктов Дигории — горный аул Донифарс. Он являлся центром одноименного общества, в которое входили также аулы Лезгор и Кумбулта. Географически общество было отделено от остальных дигорских обществ, что служило некоторой его изоляции. Л. Л. Штедер, посетивший Осетию в 1781 г., сообщал, что население Донифарса «уже в течение нескольких столетий отделилось от остальных дигорцев… баделята не могли покорить их, и соседи считали их непобедимыми» [1, 117].
В источниках Донифарсское общество часто сравнивают с вольными обществами Дагестана, однако население Донифарса в социальном отношении не было однородным. Феодальное сословие здесь было представлено несколькими фамилиями, происходившими от общего родоначальника Гагу и именовавшимися гагуатами. В их число входили Алиевы, Асеевы, Ельбиевы, Кабановы, Кануковы, Кобегкаевы, Найфоновы и Хорановы. Как и в других осетинских обществах, их назначением было поддержание внешнего знака статуса феодала. Необходимым условием знатности была «чистота крови» и принадлежность к древнему роду. Гагуата относятся к потомственному дворянству Осетии, этот статус на протяжении нескольких столетий передавался исключительно жене и законным детям. Он приобретался только рождением. Его нельзя было заслужить ни чинами, ни орденами, ни личными заслугами. В. Б. Пфаф считал гагуат одними из древнейших владетельных фамилий Дигории [2, 208]. По итогам работы Комиссии для разбора личных прав горцев Терской и Кубанской областей была составлена «Статистическая ведомость о числе семейств в них мужского пола, принадлежащих, по мнению Комиссии, к привилегированным сословиям туземного населения Терской области» (1876‑1896 гг.). В результате работы комиссии «Осетинского племени 9 семейств гагуат», включавших 42 души мужского пола, были причислены к потомственному дворянству [3, 145‑146]. В «Записке о происхождении личных и поземельных прав и взаимных отношениях жителей Военно-Осетинского Округа» о гагуатах сказано: «Гагуаты… в древние времена предок их Гога поселился в горах по левую сторону р. Уруха, на земле, называемой Донифарс, где для безопасности своей построил каменные оборонительные башни, и с тех пор, живя на этом месте владельцем, ни от кого не зависимым, он, а потом потомки его увеличили владения свои людьми, приходившими под защиту и покровительство их, из разных соседних племен, которые по сделанному условию платили подати и почитали и уважали их как законных своих владельцев. Каковыми правами пользовались всегда и настоящие фамилии: Кобегкаевы, Кануковы, Кабановы и Найфоновы, происходящие по прямой линии от предка их Гога» [4, 37об.-38]. Присяжные депутаты, избранные из сословия таубий горских обществ Георгиевского округа и от всех сословий Большой и Малой Кабарды, в 1889 г. признали гагуат Дигорского общества совершенно равными сословию тлекотлеш в Кабарде: «На основании всего вышеупомянутого Комиссия мнением своим полагает: лица, принадлежащие к существующим в Дигории привилегированным сословиям: баделят, саргасат и гагуат, по народному убеждению совершенно равноправным с кабардинским сословием тлекотлеш и издавна причисляемым правительством к благородным родам туземцев Северного Кавказа, признать в потомственном дворянстве» [5, 216]. Нет единого мнения относительно этнической принадлежности гагуат. Народные предания выводят происхождение Гагу и его брата Сата из Балкарии [5, 219]. Графиня П. С. Уварова в своих «Путевых заметках» указала на греческое происхождение родоначальника донифарсских феодалов [6, 116]. В историко-этнологическом очерке «Склеповые сооружения горной Осетии», изданном в 1928 г., Г. Кокиев писал: «Старший брат Сата оставил после себя привилегированное потомство, жившее в Лезгоре, такое же привилегированное потомство оставил и Гагу — Гагуати, которое жило в Донифарсе. Потомки обоих братьев были равны между собою. Впоследствии же к потомкам Сата стал примешиваться пришлый элемент, и они потеряли прежнюю чистоту происхождения. Наоборот, потомки Гагу (Гагуати) сохранили свою чистоту до последнего времени и сумели удержать за собою свои привилегии [7, 19]. Как и большинство привилегированных фамилий Северной Осетии, гагуата исповедовали ислам. Одно из преданий называет предком Гагу Дигорхана, у которого был сын Дигор-Камболат, внук Гормон, а у последнего три сына: Гулон, Дигор-Аргац и Гагуа. У Дигор-Аргаца — сын Дзамболат, а у Дзамболата два сына: Астан и Дзапар, от которого, согласно этому преданию, происходят грузинские князья Джапаридзе [8, 1]. От четырех сыновей Гагу происходят фамилии Кабановых, Кануковых, Кобегкаевых, Найфоновых и Хорановых. Кобегкаевы разделились на Ельбиевых, Алиевых и Кобегкаевых. Фамилия Найфоновых интересна тем, что разделяется на две ветви — носители одной из них именуются Асеевыми, а другой — Майрамсаовыми [9, 69]. Но ни то, ни другое имя (Асе, Майрамсау) в родословной этих фамилий не встречается. На свое происхождение из гагуат указывала также еще одна фамилия в Донифарсском обществе — Санпиевы (Левановы) [10, 1]. Они проживали в Лезгоре, их галуан находился в центре аула [11, 103]. Часть фамилии Левановых в начале XX в. переселилась в Турцию. Браки у гагуат заключались преимущественно с аристократией Тапан-Дигорского и Стур-Дигорского обществ Осетии, а также с балкарскими княжескими фамилиями, благодаря близкому соседству с Черекским обществом Балкарии, тесным культурным и бытовым контактам населения обоих ущелий. Известны браки с таубиями Абаевыми, Айдаболовыми, Темиркановыми, Суюнчевыми, Шакмановыми, Соттаевыми и др. В Донифарсе до наших дней сохранились некоторые памятники архитектуры средневековой Осетии: в центре аула расположена башня Астановых, в 400 м от нее, на возвышенности — башня Есе Канукова, в центре аула находится ганах Кульчиевых, в юго-западной его части — ганах Кобегкаевых [11, 102]. Сохранилось описание башни Есе Канукова, сделанное Иналом Собиевым. Он пишет: «Башня имела три этажа. Стены и проемы, дверные и амбразурные, в первом и во втором этажах закопчены, что указывает на то, что эти два первые этажа служили жилым помещением. Из башни Есена хорошо видны все входы в Донифарс со всех сторон, что давало возможность видеть подходящего к крепости врага» [12, 72]. Над самым обрывом р. Ираф стоит Сатай заппадз — склеп Сата, старшего брата Гагу. Это сооружение является памятником архитектуры XII‑XIII вв. и значится среди объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сам склеп находится на территории самого большого в Западной Осетии склепового могильника, насчитывающего 64 склепа разных типов, и напоминает знаменитую Нузальскую часовню в Алагирском ущелье. Со второй половины XIX в. и в первые годы после революции 1917 г. Осетию покинули многие представители привилегированных фамилий. Из Дигорского общества выехало 35 семей из 81, в том числе 2 из 11 семей гагуат: в Турцию переселились Есе Кануков с братьями, а также братья Асеевы — прапорщик Мисост, Курман и Созо [13, 328]. Наиболее известными представителями фамилий гагуат являются: Есе Кулиевич Кануков, герой народного фольклора, о котором сложено более 30 песен и преданий. Личной отвагой и мужеством он остановил кабардинское войско во главе с князем Сари Асланбеком Кайтукиным, пришедшее в Дигорию брать дань с Донифарса; База Азнаурович Кануков, в «Семейном списке дигорским народам с означением в каком ауле кто заведует и сколько в какой деревне старшин, число дворов с различением могущих семейств и немогущих и названия деревням и какой аул за чьим аманатом состоит» от 12 июня 1847 г. в деревне Донифарс в числе старшин указаны старшины База и Кайтук Кануковы [14, 72]; Есе Базаевич Кануков (род. в 1819 г.), в числе дигорских чиновников и старшин в 1850 г. был представлен на встрече с Его Высочеством Наследником Александром Николаевичем [15, 5]. Он подал в Комитет для разбора личных и поземельных прав горцев Военно-Осетинского округа родословную своей ветви. В 1859 г. Комитет признал привилегированное происхождение дигорского гагуата Е. Канукова и его братьев [16, 184‑185]. Значится в списке депутатов от Донифарсского общества от 2 августа 1860 г. в «Комитет, учрежденный для разбора личных и поземельных прав жителей Военно-Осетинского округа» [17, 16]. В 1859 г. вместе с братьями эмигрировал в Турцию, где его потомки носят фамилию Kanik; Тембулат Базаевич Кануков (род. в 1837 г.), корнет, значится в этом звании в «Списке штаб, обер-офицеров и юнкеров Военно-Осетинского округа» от 27 сентября 1860 г. [18, 54‑66]. Поступил в приемный класс Александровского кадетского корпуса 10 сентября 1849 г. Приказом по Военно-Учебным заведениям за № 1333 переведен во 2‑й кадетский (Николаевский) корпус и отправлен туда 4 сентября 1851 г. [19, 22]. Тембулат Кануков окончил 2‑й кадетский корпус с производством в корнеты по кавалерии в 1858 г. [20, 262]; Хадахчико Девлетович Найфонов, в «Семейном списке дигорским народам с означением в каком ауле кто заведует и сколько в какой деревне старшин, число дворов с различением могущих семейств и немогущих и названия деревням и какой аул за чьим аманатом состоит» от 12 июня 1847 г. в деревне Донифарс в числе старшин указан Хадахчуко Асеев [14 72]. В 1850 г., в числе дигорских чиновников и старшин, был представлен на встрече с Его Высочеством Наследником Александром Николаевичем [15, 5]; Джансох Афаевич Кобегкаев (род. в 1799 г.), в числе дигорских чиновников и старшин в 1850 г. был представлен на встрече с Его Высочеством Наследником Александром Николаевичем [15, 5]. Подал в Комитет для разбора личных и поземельных прав горцев Военно-Осетинского округа родословную своей ветви. В 1859 г. Комитет признал привилегированное происхождение дигорского гагуата Д. Кобегкаева и его сына [16, 170‑171]. Хаджимет Басиятович Кобегкаев (род. в 1839 г.), значится в списке депутатов от Донифарсского общества от 2 августа 1860 г. в «Комитет, учрежденный для разбора личных и поземельных прав жителей Военно-Осетинского округа» [17, 16]. 8 декабря 1887 г. в числе представителей от привилегированных осетинских сословий царгасат и гагуат Хаджимет Кобегкаев подписал Прошение на имя начальника Терской области «о скорейшем разрешении сословного вопроса среди горцев, чтобы они могли стать в определенные права как по службе, так и в отношении строя гражданской жизни». В этом документе просители указывали, что «Собранными Терско-Кубанскою Сословною Комиссиею сведениями и данными, в числе других осетинских привилегированных сословий признаны сословия саргасат и гагуат, которым наравне с другими, Комиссия высказала мнение о предоставлении потомственного дворянства» [1, 213]; Созо Кулиевич Кобегкаев, прапорщик, значится в этом звании в «Списке штаб, обер-офицеров и юнкеров Военно-Осетинского округа» от 27 сентября 1860 г. [18, 54‑66]. В январе 1827 г. балкарские и дигорские феодалы подали командующему русскими войсками генерал-лейтенанту Эммануэлю прошение о принятии их в русское подданство. Они просили привести их народы к присяге, выражали готовность отдавать детей своих в аманаты. В числе пяти осетинских депутатов данное прошение подписал и Созо Кобегкаев [21, 18]. Приказом Военного министра № 89 от 31 октября 1839 г. награжден серебряной медалью за Высочайшее путешествие Государя Императора по Кавказу в 1837 г. [22, 292]. Приказом от 25 октября 1846 г. за № 246 награжден единовременно 100 руб. серебром [23, 17]. В 1850 г., в числе дигорских чиновников и старшин, был представлен на встрече с Его Высочеством Наследником Александром Николаевичем. [15, 5]. Значится в списке депутатов от Донифарсского общества от 2 августа 1860 г. в «Комитет, учрежденный для разбора личных и поземельных прав жителей Военно-Осетинского округа» [17, 24]; Кази Ельбердукович Кабанов указан в числе старшин в деревне Донифарс в «Семейном списке дигорским народам с означением в каком ауле кто заведует и сколько в какой деревне старшин, число дворов с различением могущих семейств и немогущих и названия деревням и какой аул за чьим аманатом состоит» от 12 июня 1847 г. [14, 72] В 1850 г., в числе дигорских чиновников и старшин, был представлен на встрече с Его Высочеством Наследником Александром Николаевичем [15, 5]. Генардуко Казиевич Кабанов (род. в 1842 г.), состоял на службе во 2‑й сотне Терской постоянной милиции [24, 20 об.]. 8 декабря 1887 г. в числе представителей от привилегированных осетинских сословий царгасат и гагуат Генардуко Кабанов подписал Прошение на имя начальника Терской области «о скорейшем разрешении сословного вопроса среди горцев, чтобы они могли стать в определенные права как по службе, так и в отношении строя гражданской жизни» [13, 213]. Хамаза (Хамурза) Давлетович Кабанов (род. в 1814 г.), депутат от Дигорского общества в «Комитете, учрежденном для разбора личных и поземельных прав туземцев Военно-Осетинского округа [17, 24]. Басил Яндерукович Хоранов указан в числе старшин в деревне Донифарс в «Семейном списке дигорским народам с означением в каком ауле кто заведует и сколько в какой деревне старшин, число дворов с различением могущих семейств и немогущих и названия деревням и какой аул за чьим аманатом состоит» от 12 июня 1847 г. [14, 72] В 1850 г. в числе дигорских чиновников и старшин, был представлен на встрече с Его Высочеством Наследником Александром Николаевичем [15, 5]. Деление на классы в Дигорском обществе достигло наибольшего развития по сравнению с другими осетинскими обществами. Источники указывают на наличие основных сословий и социальных категорий населения этой части Осетии, имея расхождение мнений лишь в разном толковании их происхождения. В Донифарсе имелись такие же основные сословия и социальные категории населения как в Тапан-Дигории и Стур-Дигории. Сословная структура здесь состояла из следующих сословий: владетели — гагуата; фарсаглаги; кумаяги, происходящие от старшинских жен, взятых не из сословия старшин и косаги — холопы. Это дает основание говорить о том, что гагуата, как и представители аристократических родственных союзов Дигорского, Куртатинского и Тагаурского обществ: тагиата, куртата, цимитата, баделята, царгасата также относятся к потомственному дворянству в Осетии. Это же подтвердила и Терско-Кубанская сословная Комиссия. В 1899 г. на основании показаний депутатов, избранных от всех сословий Большой и Малой Кабарды, и приняв во внимание заключение Комитета, учрежденного для разбора личных и поземельных прав туземцев Левого крыла Кавказской линии, комиссия решила: «Лица, принадлежащие к существующим в Дигории привилегированным сословиям: баделят, саргасат и гагуат, по народному убеждению совершенно равноправным с кабардинским сословием тлокотлеш и издавна причисляемым правительством к благородным родам туземцев Северного Кавказа, признать в потомственном дворянском достоинстве» [25, 216]. ______________________________________________________
|