Новая версия сайта Перейти
Russian (CIS)English (United Kingdom)
ISSN 2223-165X

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
им. В.И. АБАЕВА — ФИЛИАЛ ФГБУН ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»

 

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ


Выпуск 27 (66) 2018
Содержание Печать

 

 
М. Э. Мамиев ПОСВЯЩЕНИЕ ДЗУАРА МАДЫ МАЙРÆМ БЛИЗ С. ХАРИСДЖИН Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11465

Предлагаемая статья посвящена рассмотрению вопросов о посвящении и датах празднования дзуара Мады Майрæм (Уæллæмæсыг) — позднесредневекового христианского храма, расположенного в Куртатинском ущелье Северной Осетии-Алании, известного как место пребывания чудотворной иконы Богородицы, впоследствии получившей наименование Моздокской. На основании анализа комплекса имеющихся источников можно заключить, что храм строился в ортодоксальный период христианской истории Алании, а в зафиксированных датах празднования (дзуары бон) — Неделя о блудном сыне и день Святой Троицы / Святого Духа, — отражена литургическая практика средневекового аланского церковного календаря. Указанные даты, связанные с началом и концом пасхального цикла, выделялись в церковном богослужении, совершавшемся в храме, что прямо указывает на наличие здесь развитой литургической практики, довольно неожиданной для небольшой и явно не приходской церкви, расположенной в отдалении от населенных пунктов. Это может свидетельствовать о монастырском характере храма. В пользу этого предположения говорят записи сразу нескольких исследователей, содержащие сведения из народных преданий о наличии монастырей в Алагирском и Куртатинском ущельях. Возможно, что изначально рассматриваемая церковь была посвящена Св. Троице и, соответственно, день Св. Троицы был престольным праздником, который с утратой литургического значения храма сохранился в ежегодно отмечавшемся здесь праздновании — дзуары бон. Дошедшее до нас посвящение Мады Майрæм имеет сравнительно поздний характер и связано с пребыванием здесь чтимой иконы Богородицы.

Ключевые слова: Традиционный календарь, церковный календарь, православие, Алания, традиционная культура, праздник.

Подробнее...
 
А. А. Туаллагов ДАРЬЯЛ — «ВОРОТА АЛАН» Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11389

Статья посвящена проблемам строительства и функционирования Дарьяльского укрепления. Анализ различных источников позволяет полагать, что первые оборонительные укрепления центральной транскавказской магистрали были сооружены на ее южном закавказском участке. Их строительство и контроль относится к деятельности Селевкидов и римских правителей. Только после подчинения Восточного Закавказья Персии и обострения ситуации для закавказских владений Персии и Византии в связи с вторжениями с Северного Кавказа встал вопрос о совместном возведении и содержании Дарьяльского укрепления. Оно было возведено персами в период правления Ездигерде I между 413‑414 гг. и 421 г. Впоследствии оно укреплялось Кавадом I и Хосровом I Ануширваном. Свое название — «Ворота алан» — укрепление получило по названию места своего возведения, которое еще ранее было дано ему теми же персами. Укрепление функционировало за счет субсидий, предоставляемых обеими империями, а ее гарнизон, кроме собственно персов, набирали и из числа местного населения. Непосредственным руководством укреплением занимались персидские наместники, которые могли назначаться и из числа правителей вассальных владений Закавказья. В целом персы рационально использовали для службы в гарнизоне и для контроля на Дарьяльском ущельем контингенты из числа местных жителей. Дарьяльское укрепление служило северным оборонительным рубежом персидской провинции, в которую были включены закавказские образования Картли, Албании и Армении и горные районы, население которых, например, в Дарьяльском ущелье, оставалось независимым от Картли, в конечном итоге потерявшей и собственный государственный статус.

Ключевые слова: персы, аланы, письменные свидетельства, Ворота алан, оборонительная линия, Кавказ.

Подробнее...
 
Л. А. Чибиров АНИМАТИЧЕСКИЕ И АНИМИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В НАРТОВСКОМ ЭПОСЕ ОСЕТИН Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11422

Представленная статья посвящена рассмотрению вопроса развития аниматических и анимистических представлений в осетинских нартовских сказаниях. По мнению большинства ученых-фольклористов, в нартовском эпосе осетин нашли отражение этапы развития человечества от первобытнообщинного строя до эпохи развитого средневековья. В эпосе отражены все формы дохристианских верований, начиная с анимизма и предшествовавшего ему аниматизма. Автор отмечает, что примеров, подтверждающих наличие в сказаниях пережитков аниматизма — веры в общую одухотворенность окружающей природы, неспособность человека отделять предметы и явления от самого себя — достаточно. Верили, что первый нарт был создан небесным огнем. В эпосе вся природа одушевлена: лес, горы, море, равнина живут, наподобие человеческой, единой жизнью. Под звуки свирели Ацамаза закачались высокие стены замка, пошли в пляс рогатые олени…Необыкновенным путем рождаются герои. Уподобляя природу живому существу, аниматист не обнаруживает еще в человеке и в явлениях природы души. Со временем у нартов формируется вера в одухотворение предметов и явлений природы. Душа могла быть расположена как в человеческом организме, так и вне его. Душой наделены Балсагово Колесо, меч Батраза, кони героев. Нарты представляли предметы внешней природы такими, будто они действуют преднамеренно, имея волю, сознание. Проанализированные материалы свидетельствуют о древнейших истоках формирования нартовских сказаний осетин.

Ключевые слова: Аниматизм, анимизм, нарты, одухотворение природы, одушевленные и неодушевленные предметы, перевоплощение, конь, меч.

 

Подробнее...
 
К. Ю. Рахно АРФА СЫРДОНА: ЗАКАВКАЗСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11467

Статья посвящена параллелям к осетинскому нартовскому сказанию о создании арфы Сырдоном в фольклоре Закавказья. Прежде всего, это многочисленные сванские легенды о создании арфы чанги из костей руки и волос человека. Как и у осетин, создание арфы приписывали старику, у которого погиб сын. Тело, то есть корпус арфы, — это рука юноши, струны — его волосы, а звук инструмента — плач скорбящего отца. Иногда это деяние приписывали девушке, потерявшей возлюбленного, реже — охотнику, наказанному богиней. Считалось, что игра на арфе облегчает скорбь и печаль. У сванов, пшавов и рачинцев имелись и схожие сказания о создании струнного музыкального инструмента чианури, близкого к осетинскому музыкальному инструменту хъисын фæндыр. Характерно, что они входили в эпический цикл, являющийся грузинской версией «Шахнаме». Герой Ростом сделал чианури из тела убитого им по незнанию сына Зораба. У абхазов такая же легенда связывалась со струнным музыкальным инструментом ахымаа. В ней охотник Кягуа сделал инструмент, чтобы оплакать сына, которого он случайно убил. Его звуки тоже должны были облегчать страдания. Все эти инструменты были связаны с культом мертвых и применялись в погребальной и поминальной обрядности. На них играли возле тела умершего, а также во время календарных поминальных праздников, их применяли для поиска утопленников или жертв лавины. Кроме того, мотив, близкий к осетинскому, прослеживается в лирических песнях курдов.

Ключевые слова: фандыр, чанги, чонгури, нартовские сказания, персидский эпос, фольклор Закавказья

Подробнее...
 
И. Т. Марзоев, М. Абдоллахи ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НАРТОВСКОГО ЭПОСА Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11425

Нартовский эпос осетин является наиболее ранним примером генеалогических преданий. В нем выстроены родословные главных героев, детально показаны их родственные связи. В эпосе действуют три знаменитых нартовских рода: Алагата, Ахсартагката и Бората, выполнявшие соответственно различные социальные функции — религиозно-культовую, военную и хозяйственную. Нартовские герои заключали браки как между своими тремя родами, так и внутри своего рода, а также с небожителями и правителями других земель. В эпосе встречаются примеры архаичной системы родства, не согласующиеся с современными представлениями о браке — такие, как женитьба брата на сестре или женитьба отца на жене своего сына. В сказаниях имеются сюжеты об искусственном породнении эпических героев через аталычество, молочное родство и побратимство. Этим формам искусственного родства народы Кавказа придавали наибольшее значение. Создававшийся в течение многих столетий эпос вобрал в себя яркие черты родового строя. Также он отражает социальную структуру осетинского раннефеодального общества. Популярность эпических героев нашла отражение в генеалогических преданиях осетинских фамилий. Так, некоторые родословные современных осетинских фамилий увязывают своих родоначальников с персонажами Нартовского эпоса. Имена главных героев эпоса чрезвычайно популярны в наши дни. Некоторые имена стали нарицательными. Бесценные сказания дошли до нас благодаря традиции народа передавать произведения устного народного творчества из поколения в поколение, через народных сказителей, с чьих уст исследователями и собирателями осетинского фольклора были записаны и сохранены для будущих поколений великолепные образцы эпического творчества.

Ключевые слова: Кавказ, Осетия, фольклор, Нартовский эпос, генеалогия, искусственное родство.

 

Подробнее...
 
Л. Б. Салихова ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ДАГЕСТАНА (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.) Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11468

Работа выполнена в рамках программы фундаментальных научных исследований

ОИФН РАН по теме «Города Дагестана: историко-этнографическое исследование (XIX‑XX вв.)» (0209‑2015‑0001)


В статье рассмотрено формирование фабрично-заводской промышленности. Отмечено, что включение Дагестана в состав России приводило к появлению товаров фабрично-заводской промышленности и вытеснению некоторых изделий местного ремесленного производства. К концу XIX в. в Дагестане возникли новые отрасли промышленности: винокуренная, рыбная, текстильная, горная, консервная. Значительная роль в создании промышленных предприятий принадлежала русскому и иностранному капиталу. Дальнейшее развитие фабрично-заводская промышленность получила в начале XX в. Почти все предприятия были небольшими и технически слабо оснащенными. Однако имелись и предприятия, оборудованные по всем техническим требованиям времени. Быстрое развитие промышленности, транспортных связей в Дагестанской области с 1890‑х гг. по 1917 г. привело к значительному росту численности рабочего класса. Он формировался двумя способами: за счет притока рабочей силы из экономически развитых районов страны, а также путем вовлечения в ряды рабочих представителей местных национальностей. Был еще один источник — это отходники из Северного Ирана (преимущественно иранские азербайджанцы). Русские работали в основном в промышленном производстве. В большинстве они являлись квалифицированными рабочими. Процент квалифицированных рабочих среди местных национальностей был невелик, он составлял примерно 15‑20 % от общего числа постоянных рабочих. Значительная часть из них была занята на предприятиях фруктово-консервной, кожевенной и оружейной промышленности, где традиционно преимущественно работали коренные дагестанцы. Кроме постоянных в Дагестане ежегодно трудились еще десятки тысяч временных рабочих — дагестанские, русские и иранские крестьяне, выполнявшие сезонные работы.

Ключевые слова: Дагестанская область, ремесленное производство, фабрично-заводская промышленность, русский и иностранный капитал, квалифицированные рабочие, рабочие местных национальностей.

Подробнее...
 
Л. К. Гостиева ИЗ ИСТОРИИ ОСЕТИНОВЕДЕНИЯ: КОНСТАНТИН СОЛОМОНОВИЧ ГАРДАНОВ Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11426

В статье освещается деятельность К. С. Гарданова в области осетиноведения. Рассмотрено его творческое сотрудничество с В. Ф. Миллером в изучении языка, этнографии и фольклора осетин. Показано содействие выдающемуся русскому ученому в работе над рукописью сборника «Дигорские сказания по записям И. Т. Собиева, К. С. Гарданова и С. А. Туккаева, с переводом и примечаниями Всев. Миллера», опубликованного в 1902 г. в «Трудах по востоковедению, издаваемых Лазаревским институтом восточных языков». Особый акцент сделан на шести фольклорных материалах (нартовские сказания, историческое сказание, волшебные сказки), представленных Гардановым для сборника. Проанализирована научная деятельность исследователя как одного из девяти учредителей и активных членов Осетинского Историко-филологического общества. Рассмотрена его статья «О высокогорных климатических станциях и минеральных источниках Северо-Осетинской Автономной области», которая являлась первой научной работой по курортологии Северной Осетии в советский период. Автор дал анализ известных в то время минеральных источников Осетии и обосновал необходимость использования Цейского ледника для лечения туберкулезных больных. Отмечена важная роль Гарданова в строительстве основ советского здравоохранения в Северной Осетии. Прослежена его работа в должности заведующего медико-санитарного отделом Ревкома Владикавказского округа, решавшего вопросы медицинского обслуживания населения, борьбы с эпидемиями холеры, оспы, малярии, а также с туберкулезом и венерическими болезнями. Показаны заслуги Гарданова в создании во Владикавказе фельдшерско-акушерской школы,основной целью которой было решение вопроса подготовки среднего медицинского персонала из лиц коренной национальности. Отмечен его вклад в подготовку к изданию трехтомного «Осетинско-русско-немецкого словаря» Миллера (1927, 1929, 1934). В статье широко использованы письма Гарданова к Миллеру.

Ключевые слова: К. С. Гарданов, В. Ф. Миллер, фольклор, нартовские сказания, врач, медико-санитарный отдел, минеральные источники

 

Подробнее...
 
Л. А. Зверева 1917 ГОД НА СТАВРОПОЛЬЕ Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11469

Статья посвящена рассмотрению общественно-политической ситуации на Ставрополье, сложившейся в ходе Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революций. Анализ событий, связанных с революционным прошлым нашей страны, представляется актуальным в связи с столетним юбилеем Октябрьской революции 1917 года. Показано формирование новых органов власти, в частности комитетов общественной безопасности, земских управ. Рассмотрен партийный состав возникших профсоюзов и советов депутатов. Выявлены причины, способствовавшие дальнейшему углублению кризиса, приведшего к установлению советской власти. Охарактеризованы особенности победы советской власти на Ставрополье. Дан анализ деятельности партии большевиков в Ставропольской губернии после октябрьских событий в столице. На примере Ставрополья показана специфика большевистских организаций в российской провинции. Основываясь на материалах регионального архива и местной прессы, автор анализирует процессы, связанные с организацией и проведением в Ставропольской губернии выборов в Учредительное собрание и роль в них политических партий. Подводятся итоги избирательной кампании на Ставрополье и в стране в целом. Отдельное внимание уделяется работе Общегубернского Народного собрания, на котором было принято постановление об организации в губернии советской власти. Особо отмечено значение центра в революционных событиях на окраине страны.

Ключевые слова: Ставропольская губерния, Временное правительство, комиссар, Учредительное собрание, избирательная кампания, Общегубернское Народное Собрание, советская власть.

Подробнее...
 
Ю. А. Дзиццойты СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ ОСЕТИНСКОЙ ТОПОНИМИИ Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11466

Настоящая статья является частью общего исследования по истории осетинской топонимии. В статье анализируются словообразовательные типы осетинской топонимии. Автором привлечены материалы как по Северной, так и Южной Осетии, включая неизданные материалы по топонимии Ленингорского района. Это позволило показать тождественность словообразовательных моделей топонимии всех частей Осетии. Существуют незначительные расхождения между словообразовательными аффиксами Северной и Южной Осетии, что, возможно, объясняется влиянием кавказских или тюркских языков. Из многочисленных типов словообразования осетинской топонимии для настоящей статьи отобраны только непродуктивные суффиксы, большинство из которых отражается в апеллятивной лексике осетинского языка. Большая часть рассмотренных аффиксов по происхождению является исконно осетинской, или иранской. В отдельных случаях можно говорить и о кавказском наследии (например, суффикс -sk-). Производящие основы большинства рассматриваемых топонимов также исконны, а в некоторых топонимах удается распознать иранские основы, давно утраченные в осетинском языке. Эти основы иногда встречаются и в составе осетинских композитов (например, *zæræ- ‘зелень, трава’). В целом топонимия Осетии является хорошим источником как по истории осетинского языка, так и по этнической истории осетинского народа.

Ключевые слова: топонимия, Осетия, словообразование, топоформант.

 

Подробнее...
 
И. В. Мамиева ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ОСЕТИНСКОГО ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННОГО РОМАНА Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11460

В статье под углом зрения уровней взаимодействия двух художественных систем – фольклора и литературы – анализируются особенности исторического повествования в осетинской прозе 1930‑х гг., а именно жанра историко-революционного романа, с которого собственно и началось освоение крупных эпических форм. Актуальность работы продиктована необходимостью новой научной рецепции закономерностей литературного процесса тех лет, расширения оценочных критериев жанра – в части точек схождении в нем идеологического и национально-этнического, художественного этнографизма и историзма. Цель исследования – в изменившейся общественной и эстетической ситуации заново осмыслить идейно-содержательную и образную структуру произведений рассматриваемого периода, с тем, чтобы внести коррективы в парадигму устоявшихся характеристик жанрово-стилевого поиска, которым отмечен этот вид романа, специфики его взаимодействия с устно-поэтической традицией. Важными представляются также вопросы, связанные с процессом становления типов романного повествования. В работе наряду с применением традиционных методов литературоведческого анализа использован аксиологический подход к изучению особенностей структуры историко-революционного романа в фазе его зарождения. Изучение очерченного круга проблем делает очевидной генетическую связь первых историко-революционных романов («Шум бури» К. Фарниона, «Разбитая цепь» Б. Боциева, «Ахсарбек» Д. Мамсурова, «Надежда» Т. Бесаева) с устным народным творчеством. Фольклорно-этнографический компонент как духовно-эстетическая основа осетинской ментальности формирует стилевое разнообразие и ценностно-смысловую сферу романных текстов, хотя использование элементов фольклорного историзма и психологизма, этнографизма и социального бытописательства не всегда отвечает законам художественной необходимости. В статье акцентируется специфика интеграции в осетинскую романную структуру традиционных этико-эстетических идеалов, зачастую диссонирующих с идеологемами советской эпохи, в русле которых выстраиваются поведенческие стереотипы литературных персонажей.

Ключевые слова: осетинский проза, историко-революционный роман, генезис, тип повествования, фольклоризм, историзм, художественный этнографизм, этническое и идеологическое.

Подробнее...
 
Р. Я. Фидарова, И. А. Кайтова КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В XIX –НАЧАЛЕ XX В.: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11461

В XIX веке в Осетии произошла смена феодального мироощущения буржуазным, в результате чего зародился новый, буржуазный тип художественной культуры со своей специфической художественной идеологией, которая утверждала лозунг индивидуальной свободы. Однако на деле родилась новая «несвобода» личности. Вдруг стали очевидны многие несовершенства и недостатки капиталистического общества. И это «прозрение» ярко и образно отразилось в художественном сознании, в его могущественном эстетико-методологическом инструменте, художественном методе — критическом реализме. Осетинское искусство критического реализма акцентировало свое внимание на классовых корнях социальных процессов и явлений. Реалист-художник проявлял качества мыслителя, анализирующего законы жизни, формулирующего свои мысли в образах, подчиняющихся объективным законам эстетики. В целом осетинское искусство критического реализма отразило несоответствие буржуазного строя нормам гуманизма, выразило протест против всех норм социального и духовного порабощения человека. В искусстве критического реализма прозвучал не только социальный протест, но и отразилась связь общественного сознания с освободительным движением рабочего класса в Осетии и в России. Осетинское художественное сознание конца XIX — начала XX вв. осваивало новые принципы построения социально-психологических произведений с их философско-этической направленностью; т.е. порождало новые способы постижения человеческого характера, его психологии и душевного мира. Главное в развитии художественного сознания осетин в эту эпоху — это реалистический принцип изображения жизни «в формах самой жизни». Критический реализм соединял в единое противоречивое целое человека, природу и общество, т.е. стремился видеть мир в его сложном единстве и противоречиях, во взаимосвязях, т.к. реализм в зрелых формах предполагает изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых с помощью типизации фактов действительности. И в этом, конечно же, функциональные особенности и историческая роль, предназначение критического реализма в осетинской культуре в целом, в осетинской литературе в частности.

Ключевые слова: реализм, художественный метод, характер и обстоятельства, образ, познание, изображение, писатель.

Подробнее...
 
Т. А. Глотова, В. И. Синянская ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТАМОРФОЗЫ В ПОЭЗИИ ИРЛАНА ХУГАЕВА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11470

В статье представлен анализ целенаправленного индивидуально-авторского варьирования фразеологических единиц в поэзии Ирлана Хугаева. В процессе постоянного употребления фразеологические единицы теряют значительную долю первоначальной экспрессивности, в то же время окказиональное употребление — стилистический прием, позволяющий придать фразеологическим единицам новизну и яркость, большую выразительность речи. В современных лингвистических исследованиях неоднократно отмечается, что индивидуально-авторские преобразования фразеологических единиц являются эффективным приемом не только оживления их внутренней формы, но и раскрытия семантического потенциала входящих в них компонентов. Окказиональное употребление фразеологизмов, таким образом, реализует их потенциальные выразительные качества. Выявление характерных фразеологических трансформаций, в большей степени отвечающих интенциям автора, позволяет выделить две формы окказионального использования фразеологических единиц в текстах И. Хугаева — актуализацию и трансформацию фразеологизмов, в результате чего создается определенное эмоциональное воздействие на читателя. В процессе анализа фраземики поэтических текстов Хугаева показано своеобразие идиостиля писателя, стремящегося уйти от стандартности фразеологической семантики к усилению экспрессивного звучания фразеологических единиц, обновлению и усилению их философского смысла, поэтому отличительная черта использования фразеологических единиц в поэзии Ирлана Хугаева — большое количество модифицированных фразеологических единиц. Можно выделить широкий спектр семантических и структурно-семантических преобразований фразеологизмов, которые в поэзии И. Хугаева выполняют художественно-эстетические функции и являются ярким изобразительно-выразительным средством. Наряду с отмеченными функциями отмечается и глубокая афористичность фраземики поэзии Ирлана Хугаева, которая обогащает его поэзию дополнительным смыслом и глубоким подтекстом.

Ключевые слова: фразеологические единицы, индивидуально-авторское варьирование, фразеологические трансформации, контекстное преобразование, актуализация семантики.

Подробнее...
 
А. Т. Царикаев, Б. А. Синанов АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О БОРЬБЕ С НАРУШЕНИЯМИ УСТАВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ В СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ АССР В 1945‑1953 гг. Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11462

Проблемы социально-экономического развития Северной Осетии в период «позднего» сталинизма являются одними из самых малоизученных в региональной историографии. В этой связи комплексное исследование основных направлений восстановления промышленности и сельского хозяйства Северо-Осетинской АССР в 1945‑1953 гг. представляется весьма актуальным. В публикуемых ниже документах, извлеченных из фондов Центрального государственного архива РСО-А (ЦГА РСО-А) рассматривается вопрос ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели. Документы дают возможность проследить масштабы нарушений трудовой и финансовой дисциплин в колхозах Северной Осетии и способы борьбы с ними партийно-государственных органов в первые послевоенные годы. Их содержание свидетельствует о пренебрежении многими председателями колхозов демократическими основами управления делами сельскохозяйственной артели и о массовых хищениях колхозного имущества. При этом следует отметить, что среди нарушителей Устава сельскохозяйственной артели были также некоторые руководящие партийные и советские работники Северо-Осетинской АССР. Так, например, заведующий сельскохозяйственным отделом обкома ВКП (б) Б-ев в течение 5 лет незаконно пользовался колхозным домом с усадьбой в 0,57 га земли с садом. А бывший секретарь Орджоникидзевского райкома партии К-ов несколько лет содержал личный скот на колхозных фермах и занимался поборами с колхозников. Все эти факты позволяют говорить о кризисных явлениях в сталинской модели аграрного развития в 1945‑1953 гг. По мнению руководства страны в авангарде кампании по борьбе с нарушениями Устава сельхозартели, развернутой в 1946 г., должны были находиться районные партийные и советские работники. Именно они чаще всего и несли дисциплинарную ответственность за непринятие мер к ликвидации нарушений Устава в колхозах района и либеральное отношение к расхитителям колхозного имущества. Среди снятых в 1945-1953 гг. по данным причинам районных руководителей председатели Гизельдонского, Алагирского и Коста-Хетагуровского райисполкомов.

Ключевые слова: колхоз, ликвидация, нарушения, сельскохозяйственная артель, Совет Министров, Устав.

Подробнее...
 
А. Л. Чибиров К ВОПРОСУ ОБ ОСЕТИНО-БАЛКАРО-КАРАЧАЕВСКИХ НАРТОВСКИХ ПАРАЛЛЕЛЯХ Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11463

Деликатность и подчеркнутое взаимоуважение друг к другу были основой поведенческого этикета кавказцев. Кавказ вместил в себя десятки народов с уникальной культурой, особой индивидуальностью и собственной картиной мира. Надо обладать совершенной интуицией, тактом и соответствующим образованием для того, чтобы разобраться в особенностях менталитета того или иного народа, проживающего в этом ареале. Кавказ всегда был интересен исследователям разнообразием культур. Существуют общекавказские темы, которые не теряют своей актуальности в зависимости от общественно-политической конъюнктуры. Одной из таких тем является Нартиада. Осетино-карачаево-балкарские нартовские параллели, озвученные в названии статьи, рассматриваются на примере монографии известного балкарского ученого, доктора филологических наук, фольклориста и тюрколога Хамида Хашимовича Малкондуева. Книга называется «Карачаево-балкарский нартский эпос. Теория. Историзм. Самобытность». Исследователям свойственно рассматривать работы коллег в критическом русле. Автор же стремится найти в этой работе точки соприкосновения, идеи, которые не вносят семена раздора и непонимания, но объединяют народы на общекавказском пространстве, на котором суждено жить вместе, в дружбе и согласии. Автор анализирует монографию Малкондуева с позиции историка. Подчеркивает объективность и принципиальность ученого, который в поисках истины не позволяет себе поддаться сиюминутным веяниям не всегда верного общественного мнения. Как известно, мощным толчком для активного изучения национальных версий Нартиады, послужила опубликованная в 1945 г. работа В. И. Абаева «Нартовский эпос», в которой он отмечал интернациональный характер эпоса. Вместе с тем, Абаев утверждал, что основу, стержень нартовских сказаний составляет аланский эпический цикл, привнесенный на Кавказ предками современных осетин. Эти слова выдающего ученого служат лейтмотивом представленной статьи.

Ключевые слова: Нарты, Урузмаг, Сатана, осетины, карачаевцы, балкарцы, В. И. Абаев.

 

Подробнее...
 
А. Х. Хадикова МИРОТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЭТНИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ОСЕТИН Печать

DOI 10.23671/VNC.2018.66.11464

Статья посвящена анализу реконструкции такого мощного резерва этнического наследия, каковым является народное миротворчество с его конкретными традициями, нормами, институтами и уложениями. В частности, рассматривается вклад монографического исследования Т. Т. Дауевой «Конфликтогенные факторы и миротворческие ресурсы в осетинском обществе (конец XIX — начало XX вв.)» в изучение народных традиций миротворчества. В качестве несомненного преимущества перед прочими аналогичными исследованиями указывается тот факт, что автор использовал материал, собранный ею лично в Северной и Южной Осетии, а также среди анатолийских осетин. В статье подчеркивается актуальность и своевременность подобных исследований, их теоретическое значение и неоценимый практический потенциал. Значимость научных исследований миротворческой направленности особенно ощутима в развитии полиэтничных регионов, частности, на Северном Кавказе, цивилизационно-культурное пространство которого исторически сформировалось в результате сложного полилога этнотрадиционных культур разных народов. Научное изучение историко-культурного опыта установления гражданского согласия, многообразия систем композиций, примиренческих стратегий, правовых и коммуникативных компонентов этнических форм судопроизводства, этнокультурных традиций миротворчества и сегодня сохраняет свою социальную значимость. В первую очередь потому, что сложившаяся в России система судопроизводства предоставляет определенные возможности для обращения к историческому опыту посредничества. Существующие в стране программы реализуются за счет партнерства общественности и правосудия. На Северном Кавказе наиболее успешной представляется модель примирения, основанная на традиционной и вполне жизнеспособной системе медиации. В этом смысле миротворческий ресурс этнокультурного наследия может обрести свое крайне позитивное воплощение в качестве активного инструментария социального, культурного и государственного строительства в такой многонациональной и поликультурной стране, как Россия. В статье высказывается убежденность в перспективности историко-этнографических исследований права, в том числе и на осетинском материале.

Ключевые слова: миротворческие традиции, этническое наследие, народная система судопроизводства, медиаторство, примиренческие стратегии, обычное право.

 

Подробнее...
 
НАШИ АВТОРЫ Печать

Подробнее...