Новая версия сайта Перейти
Russian (CIS)English (United Kingdom)
ISSN 2223-165X

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
им. В.И. АБАЕВА — ФИЛИАЛ ФГБУН ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»

 

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ


Выпуск 24 (63) 2017
Содержание Печать

 

 

 
А. В. Дарчиев О ВОЕННОМ КУЛЬТЕ АЛАНОВ Печать

В статье рассматривается культ военного божества, занимавший важное место в религиозных представлениях аланов. Сопоставление сведений античных источников с данными фольклора и этнографии осетин, современных потомков аланов, проясняет некоторые черты этого культа. Давнее предположение Б. Бахраха о том, что бог войны, почитавшийся аланами в виде меча, был также и повелителем загробного мира, находит подтверждение в осетинском эпосе. Нартовский герой Батраз, который считается эпической ипостасью бога войны, выступает и как владыка загробного мира. В пользу этого свидетельствуют и некоторые специфические элементы осетинской поминальной обрядности (прикосновение ножом ко всей посвящаемой покойному пище, втыкание ножа в могильную насыпь). Легенда о священном мече скифов (resp. аланов), найденном при помощи коровы, трактуется как трансформация мифа о боге войны, рожденном коровой, и о его зооморфном воплощении в образе быка. В пользу такой трактовки свидетельствуют некоторые специфические черты и деяния нартовского Батраза: в детстве его вскармливают коровы, он способен превращаться в быка, по велению Шатаны он схватывается с нартовским стадом бугаев, бодаясь с ними, словно бык. Известная гипотеза о влиянии аланского военного культа на формирование западноевропейских легенд об Артуре дополнительно подкрепляется в статье некоторыми данными осетинского нартовского эпоса. К уже известным нартовским аналогиям мотиву артуровских легенд о «мече в камне» приводится еще одна: Батраз вонзает в землю необычное оружие, представляющее собой меч и копье одновременно. Кроме того, в качестве соответствий мотивам о «мече в камне» и «мече из озера» приводятся примеры из ведийской мифологии: ваджра, чудесное оружие грозового божества, пронзает гору / камень, а в некоторых контекстах описывается как лежащая в море. Высказывается предположение, что в аланском военном культе существовали ритуальные танцы с мечами.

Ключевые слова: аланы, священный меч, бог войны, осетины, нартовский эпос, король Артур, меч в камне.

 

Подробнее...
 
Е. И. Нарожный В. Н. ТАТИЩЕВ И ЕКАТЕРИНА II: ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИЗУЧЕНИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПАМЯТНИКОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Печать

В статье рассматривается документ 1768 года с автографом Екатерины Великой, повествующий об анонимном посещении (1742 г.) целого ряда средневековых памятников Северного Кавказа. На основании сведений историка начала ХХ в. Н.Ф. Катанова, справедливо указавшего на существование в документе трех случаев, когда императрица ведет свое повествование «от мужского лица», в статье проверяется его предположение о том, что эта информация была «списана императрицей» из какого-то источника. Сравнение упоминания золотоордынского Маджара, легенды об атамане А. Шадре и других данных позволяет предположить, что содержащиеся в документе сведения могли быть заимствованы у В.Н. Татищева. Сегодня это мнение подкреплено и находкой почти идентичного текста в «Истории Российской» Татищева. Сопоставление текстов документа императрицы и отрывка из сочинения российского историка вполне объясняет причины повествования Екатериной «от мужского лица». При этом очевидной становится и необходимость дальнейшего (в перспективе) анализа данных о том, когда и по каким причинам посещался Кизляр, Татартуп, «Юлат» и другие памятники региона.

Ключевые слова: сочинения Екатерины Великой, Болгар, Северный Кавказ, Маджары, Кизляр, В.Н. Татищев, начало изучения Северного Кавказа.

 

Подробнее...
 
С. С. Пигарь ЛИДЕРСТВО У ГОРЦЕВ КАВКАЗА В XIX в.: АБХАЗСКИЙ ВАРИАНТ Печать

Возрождение в настоящее время различных элементов традиционной политической культуры кавказских горцев заставляет обратиться к эпохе, когда эта культура существовала в ее оригинальном состоянии — до и в процессе вхождения Кавказа в Россию в XIX в. Одним из важнейших ее аспектов является лидерство, ярко проявлявшееся в абхазском обществе. У кавказских горцев персональный авторитет являлся сочетанием репутации и связей и определял успех и влияние личности. Титул, сословная принадлежность, богатство являлись подчиненными факторами, соответственно, политическая иерархия не совпадала с социальной. Персональные качества и репутация лидера лежали в основе его власти. Власть как таковая воспринималась горцами как одно из свойств личности. Власть лидера основывалась на численности его добровольных приверженцев, которые поддерживали отношения взаимовыгодного сотрудничества со своим лидером. Поскольку личность лидера была неотделима от сообщества его последователей, лидерство было, скорее, феноменом не личностным, а корпоративным. В основе абхазской культуры лежало стремление не подавить социальную активность людей, а регулировать ее таким образом, чтобы рост влияния лидера, его богатства и известности могли бы рассматриваться как достижения его группы. Более того, команда лидера не только поддерживала его, но и существенно ограничивала его амбиции. Традиции самоуправления в горском обществе не допускали политических лидеров к участию в экономической и духовной жизни общества. Эти функции выполняли лидеры особого типа — старейшины, которые были ведущей силой в неполитических областях общественной жизни. Они являлись посредниками между субъектами и объектами политических отношений, исполняя роль стороннего наблюдателя, дающего морально-правовую оценку происходящим событиям.

Ключевые слова: Кавказ, лидерство, авторитет, социальные отношения, политическая культура.

 

Подробнее...
 
И. Т. Марзоев РОД БАЕВЫХ В ИСТОРИИ ОСЕТИИ (XIX — НАЧАЛО XX в.) Печать

В статье представлено историко-генеалогическое исследование фамилии Тагаурского общества Северной Осетии Баевых, основанное на архивных источниках и опубликованных материалах. Фамилия Баевых дала Осетии ряд ярких представителей военной интеллигенции, деятелей науки, общественных и политических деятелей. В статье рассмотрены исторические судьбы представителей этой фамилии в XIX — начале XX в.: генерал-лейтенанта Гадо Баева, блестящего финансиста Льва Баева, героя русско-турецкой войны 1877‑1878 гг. Александра Баева, георгиевского кавалера, участника Дунайской компании Захара Баева, активного члена «Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области» Василия Баева, участника Белого движения генерал-майора Павла Баева, ученого-астролога, профессора астрономии Константина Баева, организатора ветеринарной службы в Осетии Петра Баева, первого городского голову Гаппо Баева, офицера Генерального штаба Дзандара Баева, присяжного поверенного Измаила Баева, доктора математических наук Андрея Баева, известного революционера Чермена Баева и др. Материалы исследования существенно дополняют историю Осетии, способствуют более глубокому и обновленному исследованию генеалогии осетинских фамилий.

Ключевые слова: Россия, Кавказ, Северная Осетия, военная интеллигенция, образование, общественно-политическая деятельность, революция.

 

Подробнее...
 
Э. М. Далгат, Л. Б. Салихова ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОРОДОВ ДАГЕСТАНА (XX ВЕК) Печать

Статья подготовлена в рамках программы фундаментальных научных исследований РАН по теме «Города Дагестана: историко-этнографическое исследование (XIX‑XX вв.)» (0209‑2015‑0001)

Статья посвящена истории возникновения городов Дагестана в XX веке. Отмечено, что 6 из 10 городов Дагестана, а именно Хасавюрт, Дагестанские Огни, Кизилюрт, Каспийск, Избербаш и Южно-Сухокумск приобрели данный статус в советское время. В статье уделено внимание каждому из указанных городов, они рассмотрены со времени их возникновения, показан их рост и развитие, период приобретения статуса города. Отмечено, что появлению городов из рабочих поселков способствовало для одних — строительство крупных промышленных предприятий — завода № 182 («Двигательстрой»), стекольного завода «Дагестанские Огни», для других — обнаружение нефти и газа, строительство ГЭС и т.д. Все это благоприятствовало увеличению населения городов, повышению благосостоянию горожан, изменению образа жизни многих дагестанцев, а также развитию транспортной и социально-культурной инфраструктуры городов и республики. Обращено внимание на то, что крупные предприятия, построенные в Дагестане в XX в. и оказавшие непосредственное влияние на развитие и формирование городов, в тоже время заложили основу для кризиса в функционировании городов в конце XX — начале XXI в.

Ключевые слова: Дагестан, город, поселок, XX век, возникновение городов, промышленные предприятия.

Подробнее...
 
И. Т. Цориева КИНЕМАТОГРАФ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 1960‑е — 1980‑е гг.: СТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ Печать

В статье на основе воспоминаний современников и архивных источников рассматривается история развития кинематографа в республиках Северного Кавказа в 1960‑е — 1980‑е гг. Подчеркивается, что создание телевизионного документального и игрового кино в регионе во многом было результатом национальной культурной политики. Вместе с тем, отмечается существенное влияние на становление киноискусства практики культурного патернализма, получившей распространение в среде местной политической элиты в изучаемый период, и значительный вклад руководителя Гостелерадио Северо-Осетинской АССР А. Т. Агузарова в создание региональной базы кинопроизводства на Северном Кавказе. Региональное киноискусство развивалось в рамках государственной программы «социального заказа». Деятели кино решали конкретные задачи пропаганды советского образа жизни, воспитания людей в духе преданности социалистическим идеалам, патриотизма и интернационализма. Необходимость соблюдения идеологических, цензурных требований существенно ограничивала свободу творческого поиска, нередко приводила к схематизму, плакатности сюжетов и образов. Но в целом транслируемые северокавказским кинематографом гуманистические идеалы добра, справедливости, мирного сосуществования народов перекликались с настроениями большинства многонационального населения региона и находили отклик в сердцах обычных людей.

Ключевые слова: Северный Кавказ, киноискусство, региональный телевизионный кинематограф, документальное и игровое кино, культурный патернализм, политическая элита, А. Т. Агузаров.

Подробнее...
 
Г. И. Цибиров ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ОСЕТИИ И НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ТРУДАХ А. К. ДЖАНАЕВА Печать

В статье прослеживается жизненный и творческий путь Акима Казбековича Джанаева — одного из видных представителей поколения осетинской научной интеллигенции, чья творческая биография складывалась в период глубоких общественных трансформаций первой половины XX в. А. К. Джанаев рано проявил интерес к гуманитарному знанию, который со временем превратился в осознанное желание стать профессиональным историком. Этому способствовала и общественная атмосфера 1920‑х — 1930‑х гг., когда образованная часть общества активно вовлекалась в обсуждение вопросов идеологического обоснования строительства социализма в СССР. Джанаев много лет преподавал в разных учебных заведениях. Но его главным призванием стало занятие наукой. В статье отмечается большой вклад ученого в развитие исторического осетиноведения и кавказоведения. Автор характеризует основные направления научно-исследовательской деятельности Джанаева. Обширность его научных интересов подчеркивает перечень тем, к которым исследователь обращался на протяжении своей долгой жизни в науке. Среди них вопросы феодального землевладения в Дигории, развития революционного движения и социалистического строительства на Северном Кавказе, проблемы осетинской историографии, археографические и источниковедческие изыскания и т.д. Представлен библиографический список трудов А. К. Джанаева, в котором значится 84 названия, включающих монографии, статьи, а также сборники научных статей и документов, в подготовке которых участвовал исследователь.

Ключевые слова: история Осетии, А. К. Джанаев, феодальное землевладение, революционное движение на Северном Кавказе, осетинская историография, источниковедение.

Подробнее...
 
И. Н. Цаллагова СЕМАНТИЧЕСКАЯ И ДЕНОТАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОМАТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ ДИГОРСКОГО ВАРИАНТА ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА Печать

Соматическая лексика является одной из универсальных групп лексики в любом языке. Ввиду этого именно данная группа слов является одной из самых распространенных объектов исследований сравнительно-исторического, структурно-сопоставительного и лингвокультурологического характера. Как в отечественных, так и зарубежных лингвистических исследованиях, как правило, эту лексику выделяют первой в лексико-тематической системе любого языка. Настоящая статья посвящена исследованию соматической лексики дигорского варианта осетинского языка, так как данная проблематика в осетинском языкознании недостаточно изучена. В статье дается понятие соматической лексики, анализируется место соматической лексики в лексической системе языка. Рассмотрены различные классификации соматизмов. Наиболее приемлемой для соматической лексики дигорского варианта осетинского языка признана классификация, основанная на их функциональных признаках и характере объекта номинации, а также на противопоставлении «внешнее / внутреннее». В исследовании выявлен состав соматической лексики дигорского варианта осетинского языка, который проанализирован и систематизирован. Дана семантическая и денотативная характеристика дигорских соматизмов. Выявлено, что для дигорских соматизмов характерна сложная система переносных значений и повышенная продуктивность в словообразовании и образовании идиоматических сочетаний.

Ключевые слова: дигорский вариант осетинского языка, лексика, семантика слова, лексико-семантическая система языка, соматизмы

Подробнее...
 
Э. Б. Сатцаев ЭВОЛЮЦИЯ РОДА В ИРАНСКИХ ЯЗЫКАХ Печать

В статье исследуются вопросы эволюции категории рода в иранских языках. Особое внимание отводится исследованию западно- и восточноиранских языков в исторической перспективе. На основе широкого спектра лингвистических данных подробно описаны и охарактеризованы как общие черты, так и особенности грамматики языков иранской группы. Последняя входит в индоевропейскую языковую семью, представленную в настоящее время на обширном географическом пространстве. Наиболее многочисленной ветвью данной семьи является индоиранская, включающая в себя индоарийские и иранские языки, обособление которых началось с миграций предков современных индоариев в северо-западную Индию. История ираноязычных племен и народностей, территория расселения которых в прошлом простиралась от берегов Черного моря на западе до границ Китая на востоке и от Южного Урала на севере до берегов Персидского залива и Индии на юге, охватывает огромный временной промежуток — от II тыс. до н.э. вплоть до наших дней. Диалекты многих из них еще на рубеже двух эр сохраняли значительную степень единства, унаследованного от общего древнеиранского языка-основы, близкого к авестийскому.

Ключевые слова: род, грамматика, иранские языки, индоевропейские языки, западноиранские языки, восточноиранские языки

Подробнее...
 
Л. Т. Калабекова СМЫСЛОВАЯ ДОМИНАНТА ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА В ЯЗЫКАХ РАЗНОЙ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ Печать

В статье показывается, что в качестве ключевого семантического признака категории вида в языках разной типологической отнесенности целесообразно рассматривать абстрагированное значение целостности / процессности глагольного действия. Именно этот признак дает основание для сопоставления аспектологических возможностей разносистемных языков (в нашем случае французского, русского, осетинского). Сравнительно-типологические разыскания, проводимые как в рамках близкородственных языков, так и на уровне языков неродственных, вскрывают тот неопровержимый факт, что в основе всех расхождений (лексической, семантической и синтаксической природы) лежат в первую очередь системные особенности любого отдельно взятого естественного языка. Иллюстрацией сказанному могут служить некоторые расхождения между французской, русской и осетинской лингвосистемами, проявляющиеся в способности упомянутых языковых культур выражать разнообразные аспектуальные смыслы. Для типологических исследований аспектологического порядка немаловажным становится выявление общих параметров, позволяющих соотносить содержательную сторону исследуемых систем в рамках обозначенной проблематики. Так, в частности, представляется целесообразным рассматривать абстрагированное значение целостности / процессности действия, в качестве основного семантического признака глагольного вида в языках разной структурной модели (в нашем случае: французском, русском, осетинском). При этом в пределах упомянутой корреляции обнаруживаются более частные семантические смыслы, а именно: длительность / недлительность, законченность / незаконченность процесса. Последний из обозначенных семантических признаков способен включать в свою активность отношение действия к результату, что представляется вполне естественным, так как о результативности мы судим лишь в том случае, если действие завершено. Незавершенное действие не может достичь какого бы то ни было результата. Приведенные значимости видового порядка возникают в речевом потоке вследствие взаимодействия множества средств различных языковых уровней: лексического значения глагольной лексемы в совокупности со значением ее грамматической формы и синтаксического окружения. Иначе говоря, в пределах функционально-семантической категории (ФСК) аспектуальности происходит распределение семантических признаков на основной категориальный и периферийные. Регулярность выражения последних, как бы суживается от одного аспектуального признака к другому. Так, например, если длительность свойственна практически любому процессному действию, то далеко не всякое целостное действие является результативным.

Ключевые слова: контрастивный метод, функционально-семантическая категория, глагольная парадигма, аспектуальное значение, смысловая доминанта, грамматический маркер, семантические характеристики.

Подробнее...
 
Е. Б. Дзапарова СОЗЫРЫКО БРИТАЕВ КАК ПРАКТИК И ТЕОРЕТИК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРЕВОДА В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Печать

В статье рассматривается переводческое наследие Созырыко Бритаева, оценивается вклад переводчика в теорию и практику художественного перевода. Автором анализируются переводы С. Бритаева, выявляются способы воссоздания в переводном тексте формы и содержания оригинала. Анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала» в оригинале и в переводе С. Бритаева, исследователь рассматривает способы отображения в переводном тексте основного структурообразующего элемента произведения — контраста. Установлено, что переводчику С. Бритаеву удалось воспроизвести стиль повествования, систему художественных образов оригинала, архитектонику произведения. Прослежена передача на языке перевода и образных единиц оригинала (метафор, эпитетов). Переводчик в основном воспроизводит данные единицы перевода в оригинальной творческой манере русского писателя. Замена отдельных метафорических структур эквивалентами переводящего языка позволила Бритаеву сохранить структуру тропа, но привела к утрате его эстетической функции. Перевод некоторых эпитетов требовал отхода от словарных соответствий и нахождения эквивалентов по смыслу.

Ключевые слова: художественный перевод, художественная деталь, антитеза, единица перевода, художественный образ, эквивалент, лексема, образная единица.

Подробнее...
 
А. Б. Бритаева ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР С. А. БРИТАЕВА Печать

В статье на материале произведений С. А. Бритаева, осетинского писателя, сказочника, переводчика, публициста, исследуются основные тенденции развития осетинской детской литературы середины XX в. как подсистемы осетинской художественной словесности в целом. Дан комплексный анализ авторских сказок писателя, специфика, «особая художественность» которых заключается в их синтетической природе; через призму диалога индивидуально-авторского начала и традиционных сказочных жанрообразующих элементов в различных аспектах (жанровый синтез, система образов, стилистические особенности, авторская позиция) раскрывается художественный мир писателя. С опорой на архивные источники впервые введены в научный оборот произведения малой прозы автора, в том числе ряд неопубликованных рассказов. На основе исследования своеобразия творчества автора прослежены основные тенденции и характерные черты развития осетинской детской литературы указанного периода, как то: синтез фольклорных средств с собственно литературными (описания, детализация действия, психологизм, пластичность изображения), тенденция к переходу от фольклорных типов-обобщений к созданию индивидуализированных характеров; от народно-сказовой формы повествования и традиционных способов передачи коллективной точки зрения на мир к усилению творческого самовыражения, своеобразию проявления авторской позиции.

Ключевые слова: С. Бритаев, осетинская детская литература, осетинский фольклор, литературная сказка, фольклорные традиции, авторская позиция, образная система, художественный мир.

Подробнее...
 
И. В. Мамиева СОВРЕМЕННАЯ ОСЕТИНСКАЯ ПОЭЗИЯ: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ Печать

В статье представлен обзор осетинской поэзии перестроечных лет (1985‑1991 гг.) и постсоветского периода (1992‑2000‑е гг.). В ней в общих чертах воспроизводится специфичность состояния художественного сознания осетин в границах вышеозначенных хронологических срезов. Делается попытка на фоне радикальных политико-экономических преобразований, духовно-ценностных сдвигов в обществе проследить эстетико-смысловую иерархию поэзии указанных лет, обрисовать неоднозначную атмосферу идеологических размежеваний в литературной среде. Наряду с проблемно-тематическими приоритетами и узловыми тенденциями творчества уже состоявшихся мастеров слова особое внимание уделяется пространству поэтического мира, формируемого новой генерацией стихотворцев. Не претендуя на исчерпывающую полноту, автор показывает абрисы поэтов, чьи творческие дебюты в основном пришлись на постперестроечное время, а потому несут в себе элементы несколько иного восприятия жизни и своего места в ней, демонстрируют свою логику «притяжения-отталкивания» при соприкосновении с национальной традицией и с опытом мировых духовно-ментальных практик. Статья предназначена для специалистов по осетинской филологии, а также широкого круга читателей, интересующихся поэтической картой Осетии.

Ключевые слова: осетинская поэзия, хронологический срез, поэтическая генерация, идеи, тенденции, образы, проблемно-тематическая иерархия, книги итогов.

Подробнее...
 
К. Р. Дзалаева К ИСТОРИИ РУССКОГО ТЕАТРА ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ Печать

Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных научных исследований Президиума РАН «Историческая память и российская идентичность»

Представленные документы характеризуют причины и условия возникновения Русского драматического театра во Владикавказе во второй половине XIX в. Материалы фондов Центрального государственного архива РСО-А и Научного архива СОИГСИ, подтвержденные сведениями театральной хроники местной периодической печати, раскрывают неизвестные страницы истории Русского театра, связанные с его возникновением, финансово-организационными и кадровыми вопросами, строительством и архитектурным обликом театрального здания в разные периоды времени. Особое внимание уделяется роли Русского театра в формировании городской общественно-культурной среды Северного Кавказа.

Ключевые слова: Россия, Северный Кавказ, Владикавказ, общероссийская идентичность, социально-культурный механизм, русский театр, источники.

Подробнее...
 
А. Х. Хадикова О МИФОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОКАХ И АРЕАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ ОСЕТИНСКОЙ НАРТИАДЫ Печать

(Рецензия на монографию: Чибиров Л. А. Осетинская Нартиада. Мифологические истоки и ареальные связи. Владикавказ: Ир, 2016. 464 с.)

В предлагаемой рецензии на монографию профессора Л. А. Чибирова «Осетинская Нартиада. Мифологические истоки и ареальные связи» подчеркивается особенная актуальность, своевременность и многоаспектное значение этого труда — научное, просветительское, методологическое. В условиях, когда в нартоведении стали слишком заметны тенденции отстаивания узконациональных интересов, рецензируемый труд является примером возвращения к принципам научного анализа и объективного историзма. Монография содержит целенаправленное и разностороннее исследование нартовского эпоса, в различных вариантах бытующего у многих народов Северного Кавказа, его генезиса, условий формирования и путей распространения. Большую ценность представляют сопоставительные параллели, скрупулезно отслеживаемые автором на базе обширного и оригинального материала: от нартовского эпоса к скифам, а через них к европейским, иранским и индоиранским древностям, эпическому пространству Евразии. Системному анализу подвергаются кавказские варианты эпоса, а также динамично развивающиеся версии о центрах формирования ядра эпоса. Л. А. Чибиров представляет читателю научно аргументированный вывод о бесперспективности дискуссий об авторстве эпоса и о приемлемости единственной версии — научной.

Ключевые слова: осетинская Нартиада, нартоведение, сопоставительные параллели, центр формирования ядра эпоса, принципы научного анализа и объективного историзма.

Подробнее...
 
НАШИ АВТОРЫ Печать

Подробнее...