Новая версия сайта Перейти
Russian (CIS)English (United Kingdom)
ISSN 2223-165X

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
им. В.И. АБАЕВА — ФИЛИАЛ ФГБУН ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»

 

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ


Э. М. Далгат, Л. Б. Салихова ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОРОДОВ ДАГЕСТАНА (XX ВЕК) Печать

Статья подготовлена в рамках программы фундаментальных научных исследований РАН по теме «Города Дагестана: историко-этнографическое исследование (XIX‑XX вв.)» (0209‑2015‑0001)

Статья посвящена истории возникновения городов Дагестана в XX веке. Отмечено, что 6 из 10 городов Дагестана, а именно Хасавюрт, Дагестанские Огни, Кизилюрт, Каспийск, Избербаш и Южно-Сухокумск приобрели данный статус в советское время. В статье уделено внимание каждому из указанных городов, они рассмотрены со времени их возникновения, показан их рост и развитие, период приобретения статуса города. Отмечено, что появлению городов из рабочих поселков способствовало для одних — строительство крупных промышленных предприятий — завода № 182 («Двигательстрой»), стекольного завода «Дагестанские Огни», для других — обнаружение нефти и газа, строительство ГЭС и т.д. Все это благоприятствовало увеличению населения городов, повышению благосостоянию горожан, изменению образа жизни многих дагестанцев, а также развитию транспортной и социально-культурной инфраструктуры городов и республики. Обращено внимание на то, что крупные предприятия, построенные в Дагестане в XX в. и оказавшие непосредственное влияние на развитие и формирование городов, в тоже время заложили основу для кризиса в функционировании городов в конце XX — начале XXI в.

Ключевые слова: Дагестан, город, поселок, XX век, возникновение городов, промышленные предприятия.

Изучение истории городов, их возникновения, развития, рассмотрение различных аспектов деятельности вызывает интерес исследователей обращающихся к данным вопросам.

 

Рассматривая историю возникновения городов, а именно городов Дагестана, обратимся к тем из них, которые появились в XX веке. Прежде всего, следует отметить, что среди 10 городов Дагестана один из них имеет многовековую историю, являясь одним из древнейших городов Кавказа и России, а именно Дербент [1; 2]; другие возникли в XVIII, XIX веках на месте военных укреплений, постепенно расширяясь и приобретая большую значимость по отношению к другим населенным пунктам, получив статус городов. Так, старейший город Северного Кавказа — Кизляр — был основан в 1735 г. как русская крепость на Тереке [3, 43; 4, 27], Петровск (ныне Махачкала) приобрел статус города в 1857 г., а Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск) — в 1866 г. [5, 17, 21]

Остальные города Дагестана возникли в советское время. Среди них Хасавюрт, основанный в 1846 г. как военное укрепление, приобрел статус города лишь в XX в. В XIX в. он был центром Кумыкского округа на Левом крыле Кавказской линии (1827‑1861 гг.) [6, 130] Необходимость возведения данного укрепления была обусловлена непрерывными нападениями горцев на новое поселение, созданное на месте будущего укрепления в период Кавказской войны. Изначально сюда было переселено 100 семей из Эндирея и Костека. «Объективная оценка военно-стратегического значения села», данная командующим Левым флангом Кавказской линии генералом Г. М. Фрейтагом, согласно Э. Г. Джахиевой, имела большое значение для дальнейшей истории Хасавюрта [7, 209].

«Будучи расположен в 18‑19‑ти верстах от Таш-Кичу (Новый Аксай), в 11‑ти верстах от крепости Внезапная, на путях сообщения из Грозного в сторону Тарки, из Кизляра в Горный Дагестан, Хасав-юрт занимал выгодное военно-стратегическое положение на Кумыкской плоскости» [7, 209, 210], — сделала вывод Э. Г. Джахиева. Генерал Г. М. Фрейтаг ходатайствовал перед главнокомандующим войсками на Кавказе генерал-лейтенантом Гурко о дополнительном укреплении и усилении передовой чеченской линии на Кумыкской плоскости, на участке рек Ярык-сув, Яман-сув и Кара-сув. Переписка по данному вопросу велась в течение трех лет, и в 1846 г. начались строительные работы; в этом же году было предложено официально переименовать укрепление «Ярык-сув» в «Хасав-юрт».

Надежность нового укрепления оказалась недостаточной, что выявилось после нескольких нападений горцев. Военные власти, осознавая важное стратегическое значение укрепления, расположенного на главном пути из России в Закавказье, приняли решение о строительстве нового, более мощного укрепления, с основательной защитой, расположенного чуть ниже стоящей военной базы (ныне в районе Центрального рынка) [7, 209, 210; 8, 259, 260]. «В 1848 г. оно было построено. Это укрепление имело три кирпичные башни и бойницы по углам, обнесенные с 3‑х сторон оградой толщиной в 1,5 м и высотой в 2,5 м, с четвертой стороны боевые башни упирались в высокий обрыв над рекой Ярыксу», — пишет А. Н. Кажлаев [8, 260].

Севернее, между первым и вторым укреплениями, стали возникать новые дома. Увеличение численности населения Хасавюрта последовало после разрешения правительства в 1856 г. нижним воинским чинам выписывать туда свои семьи на постоянное жительство [7, 210; 8, 260].

С 25 мая 1862 г. Хасавюрт стал центром Кумыкского округа Терской области, с 30 декабря 1869 г. по 1920 г. — центром Хасавюртовского округа Терской области [6, 130]. В 1867 г., в связи с упразднением военного укрепления и введением гражданского управления, Хасавюрт приобрел статус слободы. В этот период в Хасавюрте «были мечеть, церковь, 2 синагоги, общественная школа, около 300 общественных и частных зданий, 52 лавки, 6 харчевень и др. Слобода состояла из 7 горизонтальных и 11 вертикальных улиц с 3 площадями и 2 фонтанами» [7, 211].

Административное положение Хасавюрта в качестве центра округа определило и его статус как одного из «центров почтовой системы Кавказа». Через Хасавюрт проходили «почтовые тракты от Екатеринодара до Баку, Тифлиса, Грозного, царских укреплений в горной части Дагестана и Чечни. К этому времени здесь проживало около 1200 чел.» [7, 211].

Со временем слобода становится и экономическим центром региона. К 80‑м гг. XIX в. здесь появились мануфактуры по переработке сельскохозяйственной продукции: кожевенные, винокуренные, мукомольные, пивоваренные, медоваренные, мыловаренные и др.

Открытие в 1893 г. железнодорожного сообщения Ростов — Петровск также способствовало развитию экономической жизни Хасавюрта. Вместе с тем крупные степные села — Аксай, Андрейаул, являвшиеся степными торговыми центрами, стали терять свое прежнее значение, уступая в этом Хасавюрту [7, 211; 8, 261]. Так, в 1881 г. на Успенскую ярмарку (осенью) в Хасав­юрте было привезено товаров на сумму 60 тыс. руб. В 1904 г. торговый оборот слободы составил около 270 тыс. руб., а к 1909 г. достиг 1 млн. руб. в год [9, 178].

В слободе развивалось садоводство и овощеводство. «Землепользование в Хасавюрте после прокладки железной дороги приобрело капиталистический характер», — писал А. Н. Кажлаев, отмечая, что «издольная сдача земли в аренду почти полностью прекратилась и перешла в денежную» [8, 261].

Плодородные земли Хасавюрта привлекали большое число переселенцев, в основном крестьян из Могилевской, Тамбовской и других. центральных областей России. В 1914 г. число переселенцев в Хасавюрте составило 25,3 % от всего населения, а в 1917 г. русских переселенцев в Хасавюртовском округе было 25 тыс. чел. [8, 261]. С их приходом появились более совершенные формы обработки земли, организации хозяйств. Они покупали и брали в аренду земли у местных владельцев, а также приводили их в порядок, превращая в доходные участки ранее непригодные для обработки земли.

Развитию капиталистических отношений в хозяйстве Хасавюртовского округа способствовало открытие в 1914 г. потребительского общества в Хасавюрте и в Костеке. В тот же период в Хасавюрте возникло 11 кредитных товариществ, выдававших ссуды и занимавшихся иными операциями.

Общий спад в экономике страны в связи с первой мировой войной нарушил торговые связи Хасавюрта, оторвав его от традиционных пунктов снабжения и сбыта, подорвав сельскохозяйственное производство. Большой урон Хасавюрту нанесла гражданская война — в этот период здесь проходили жестокие бои. Хасавюрт не один раз переходил из рук в руки, и к концу войны он был полностью разрушен, сожжен и разграблен.

В 1920 г. Хасавюртовский округ был присоединен к Дагестану (ранее он входил в состав Терской области). «Несмотря на разруху, жизнь в Хасавюрте стала постепенно налаживаться», — отмечал Кажлаев. «Ремонтировались или заново отстраивались дома, оживала торговля, возрождалось сельскохозяйственное производство» [8, 262, 263].

С апреля 1920 г. по 1928 г. Хасав­юрт являлся центром Хасавюртовского округа Дагестанской АССР, с 1928 по 1962 гг. — центром Хасавюртовского района, в 1963‑1965 гг. — Хасавюртовского сельского района, с 1965 г. — вновь района Дагестанской АССР.

Постановлением ВЦИК от 10 августа 1931 г. слобода Хасавюрт была преобразована в город районного подчинения [10, 17; 6, 131, 132]. Таким образом, статус города Хасавюрт приобрел лишь в XX веке.

Другой город Дагестанские Огни — город-спутник Дербента, расположенный в 10 км от него. Дагестанские Огни является самым молодым городом Дагестана, получившим данный статус лишь в конце XX века. Его название идет от газовых костров, издревле горевших на поверхности земли [11, 89; 12, 16].

Трудно сказать о времени выхода этого газа на поверхность, как и невозможно его установить. Так, авторы монографии ««Дагестанские Огни» — первый высокомеханизированный стекольный завод России» отмечали: «У путешественников, посещавших Дербент с севера и юга и проходивших по этим местам в течение XVII‑XIX вв., никаких сведений по данному вопросу не приводится» [12, 16].

В 90‑е гг. XIX в. предпринимателем Машковцевым была предпринята попытка строительства стекольного завода в Дагестане. Однако завод так и не был построен, несмотря на благоприятные для строительства условия: близость к морю, железной дороге, наличие высококачественного сырья (кварцевый песок).

В результате исследования нефтеносных районов Южного Дагестана русским ученым геологом Д. В. Голубятниковым в 1902, 1904 гг. было установлено наличие больших запасов горючих газов в районе железнодорожного разъезда Огни. В то время эти исследования практического применения не нашли. Лишь в 1914 г. владельцами стекольных заводов в Брянской области и на Северном Кавказе братьями А. и М. Малышевыми было начато строительство стекольного завода на основе исследований Голубятникова. «Земля, где ныне стоит стекольный завод, принадлежала дербентскому владельцу Агабеку Мамирзабекову. В 1914 г. Малышевы арендовали у него сроком на 10 лет около 12 гектаров земли для строительства завода <…> В 1914‑1916 гг. на стекольном заводе были построены две печи… В 1916 г. завод уже давал в месяц до 250 ящиков оконного стекла и более 300 тыс. бутылок», — отмечают авторы указанной монографии [12, 16, 17].

Завод не был запушен на полную мощность, этому помешала Февральская революция 1917 г., а в годы гражданской войны он был разрушен. Восстановление завода началось с установлением советской власти. В 1922 г. была выпущена первая продукция [11, 89].

18 января 1926 г. стекольный завод «Дагестанские Огни» вступил в строй. Еще в 1924 г. в ходе строительства стекольного завода «правительством республики были отпущены средства на строительство жилых зданий. В 1924 / 25 г. здесь было построено по проекту главного инженера завода В. Коржавина 3 барака» [13, 345]. В соответствии с постановление ЦИК ДАССР от 14.06.1927 г. при заводе «Дагестанские Огни» был образован поселок с тем же названием [6, 124].

В 1925‑1927 гг. вокруг завода было построено несколько каменных двухэтажных домов с 12 и 16 квартирами в каждом для отдельных семей. В 1938‑1940 гг. началось переселение рабочих и ИТР (инженерно-технических работников) на постоянное жительство в связи с улучшением обеспечения питьевой водой, снабжения продуктами питания, со строительством в широком масштабе двухэтажных жилых домов. Были построены школа, больница. «Капиталовложения в жилищное строительство росли с каждым годом» [13, 345].

Было уделено внимание и индивидуальному домостроительству в связи с отставанием жилищного строительства от роста населения поселка. Так, в 1932 г. в Дагестанских Огнях проживало 1550 чел., в 1933 г. — 1800 чел., а в 1934 г. — 2400 чел.

В 1938 г. поселковый Совет начал распланировку поселка, приступил к созданию тротуаров, мостовых, озеленению улиц. В годы Великой Отечественной войны работы по благоустройству поселка были прерваны. «К концу войны в 1945 г. поселок насчитывал 27 домов и бараков, принадлежавших заводоуправлению, с общей площадью 9061 кв. м и несколько десятков индивидуальных домов, расположенных в некотором отдалении от завода. Из общественных построек здесь были: здание заводоуправления, детских яслей, продовольственного магазина, столовой, больницы и бани» [13, 346].

Что касается деятельности завода в годы Великой Отечественной войны, то в этот период он перешел на выпуск бутылок с горючей смесью. За годы войны из Дагестанских Огней на фронт ушли более 300 жителей. «В послевоенные годы завод расширился. Он стал первым в Дагестане предприятием, освоившим выработку оконного стекла» [11, 89].

В послевоенные годы сильно разросся и сам поселок Дагестанские Огни. 23 октября 1949 г. было окончено строительство водопровода Кайтаг-Дагогни, на который было выделено более 3 млн. руб. Министерством промстройматриалов СССР, был произведен пуск воды по новой магистрали в поселке.

М. Ш. Гусейнов и С. К. Гусейнова, констатируя факт улучшения благоустройства поселка, писали: «Во второй половине 60‑х годов были построены канализационная сеть, расширен водопровод. Большую работу проводили поселковый Совет и заводоуправление по мощению и асфальтированию улиц… В начале 60‑х гг. в поселке Дагестанские Огни имелось несколько библиотек: во Дворце культуры стекольщиков в поселковом совете, техническая библиотека при заводе и в каждой из трех школ поселка» [13, 347, 348].

Жилищному строительству, здравоохранению, благоустройству поселка уделялось внимание и в последующие годы. Указом ПВС ДАССР от 12.11.1987 г. в состав поселка Дагестанские Огни вошел поселок Усадьба совхоза им. Ильича Зидьянского сельсовета. В 1991 г. поселок Дагестанские Огни получил статус города [6, 124].

В 1925‑1926 гг. около железнодорожной станции Чирюрт был образован поселок за счет выделения из с. Новоалександровки Султан-Янги-Юртовского сельсовета Махачкалинского района поселка «Красное село» или «Красный поселок», который указом ВЦИК от 30.08.1926 г. был переименован в поселок Кизилюрт. В 1928 г. он был выделен в самостоятельный сельсовет, а указом ПВС ДАССР от 14.09.1960 г. сельсовет был преобразован в поссовет, туда же вошли ж.д. будки 844, 886, 888, водокачка, отделение КОРа (канал им. Октябрьской революции) и питомник.

Официально статус города Кизилюрт приобрел в 1963 г. (указ ПВС РСФСР от 01.02.1963 г.) [6, 126, 127]. В его состав вошли поселки Чирюрт, Кизилюрт и Бавтугай.

Согласно А. Н. Кажлаеву, «первое поселение в районе… Кизилюрта возникло в XVIII веке <…> На месте выхода реки Сулак из горных ущелий на просторы Кумыкской степи было построено укрепление Кизилюрт, положившее начало будущему городу. Как и другим укреплениям, возникшим в те годы по берегам Сулака, Кизилюрту отводилась роль опорного пункта в защите южных границ Российской империи <…> В 1886 г. … в район Нижнего Чирюрта переселились жители Самарской губернии» [8, 300]. Основным занятием местного населения и переселенцев было хлебопашество на землях, расположенных вдоль Сулака, овощеводство и животноводство.

В советское время началось развитие будущего города, было организовано товарищество по совместной обработке земли, для этих целей была выделена территория, прилегающая к железнодорожной станции Чирюрт. Первые небольшие дома, крытые соломой, были построены выходцами из Самарской губернии, они и образовали первую улицу нового селения. Количество таких домов в 1923 г. составило 22. В этот же период заработал канал им. Октябрьской революции (КОР), способствовавший возможности орошения значительной части прилегающей к нему территории, а также водоснабжению г. Махачкалы [8, 300; 11, 88].

Чирюрт — самый крупный поселок в составе Кизилюрта, он расположен на правом берегу р. Сулак, в основном здесь живут строители канала им. Октябрьской революции (КОР) [14, 29].

Расширению и развитию Кизилюрта способствовало строительство в годы послевоенных пятилеток одной из ступеней Сулакского каскада гидроэлектростанций — Чирюртовский ГЭС и ее спутника, общая мощность которого составила 80 тыс. кВт электроэнергии. «Вместе с ГЭС рядом с Чирюртом вырос красивый, благоустроенный поселок энергетиков Бавтугай» [8, 300, 301].

Поселок Сулак является поселком завода «Дагэлектроавтомат», возникшего в 1958 г. на базе бывшего кенафного производства. С 1961 г. завод «Дагэлектроавтомат» приступил к серийному выпуску электроавтоматов [14, 29; 8, 301]. Завод также способствовал становлению Кизилюрта как города. Немаловажное значение в этом отношении имели и автомобильная и железная дороги, проходящие через Кизилюрт и соединяющие Дагестан с другими регионами России и Азербайджаном [11, 88].

Еще один город Дагестана — Кас­пийск. История его возникновения относится к советскому времени, когда в начале 30‑х годов XX в. для повышения обороноспособности страны стали создаваться промышленные объекты. «В 1931 году в ЦК ВКП (б) рассматривался вопрос о строительстве нового поселка и крупного завода по выпуску морского оружия» [15, 6]. «Ситуация требовала создания прогрессивных видов оружия, в том числе и морского», — писали М. М. Абачараев и Р. Н. Дагларов. «Эта нужда и привела специалистов Минобороны на пустынный берег Каспия. В январе 1932 года было принято решение правительства СССР и ДАССР о строительстве в Дагестане на Туралинской земле особого завода по производству морского оружия. С мая 1932 года туда прибыли первые геодезисты и строители. И закипела работа по созданию промышленного объекта и поселка для его тружеников» [15, 3].

Однако в первое время население поселка столкнулось с рядом трудностей: отсутствием воды, дизентерией, малярией и т.д. Первые противомалярийные станции в поселке строителей завода «Двигательстрой» были организованы в 1934 г. К этому же году поселок, расположенный в 18 км от Махачкалы, был соединен с последней железнодорожной веткой. Была также начата прокладка асфальтированного шоссе, соединяющего поселок с Махачкалой, укладка которого была продолжена до конца 1935 г. [8, 289; 15, 12]

В 1934 г. был образован поссовет «Двигательстрой» (постановление ЦИК ДАССР от 14.10.1934 г.) [15, 7; 6, 126].

В памяти первостроителей «Двигательстроя» остались дни посещения новостройки инициатором и куратором Двигательстроя Григорием Константиновичем (Серго) Орджоникидзе осенью 1934 г., а также то, что после его отъезда, как он и обещал, стройке были предоставлены грузовые машины (9 грузовых машин), улучшилось питание, на стройке появились специальные термосы для первых и вторых блюд, мясо стали выдавать через день, появились масло, консервы и т.д. [15, 13, 15]

Со временем поселок начал благоустраиваться, первые каменные дома, школы, магазины, амбулатория были построены недалеко от первых промышленных объектов [8, 289].

Отмечая этот факт, авторы книги «Мой город родной» писали: «На Туралинской земле с каждым годом росли новые, добротные дома, тянулись асфальтированные прямые улицы, на глазах у жителей поселок с каждым днем хорошел и преображался в объект городского типа. Недавно простиравшиеся «здесь песчаные дюны, гнилые болота, солончаки исчезли» [15, 26].

В 1947 г. (указ ПВС РСФСР от 17.09.1947 г.) рабочий поселок Двигательстрой получил статус города и был назван Каспийском. Его население составило 17280 чел. На территории города находилось 172 жилых дома с общей площадью 76 тыс. кв. м. В городе имелись административные, торговые, культурно-бытовые и медицинские здания, учебные заведения, все они занимали площадь около 28 тыс. кв. м [16, 64; 15, 131]. «В городе работали две средние и одна вечерняя школа, техникум, больница и 2 поликлиники, 4 детсада и столько же яслей, клуб, 5 библиотек, хлебозавод, артели по пошиву одежды. Город располагал стадионом с беговой дорожкой и спортивными площадками. И все это было на балансе завода. Вместо многотиражки «Двигатель» стала выходить городская газета «Каспийский рабочий» <…> Через год и завод № 182 получил новое название п / я № 1, а много позже — «Дагдизель». Это было связано с тем, что завод освоил новый вид продукции дизельные двигатели…» [15, 131‑132; 16, 64, 65]

С приобретением поселком Двигательстроем статуса города расширилось и жилищное строительство в Каспийске. Так, к 1950 г. жилая площадь в городе выросла на 2655 кв. м, частных домовладений в городе в апреле 1950 г. было 133. «Строительство домов велось как на личные средства горожан, так и за счет ссуд, кредитов. Рабочие завода «Дагдизель», составлявшие основную часть населения Каспийска, получали на строительство домов долгосрочные, на 10 лет, денежные ссуды» [17, 153].

Развитие Каспийска тесным образом было связано с развитием завода. Улучшались условия быта, культурного отдыха трудящихся. К концу 1965 г. в городе было 329 зданий жилищного и культурно-бытового назначения на балансе завода, 9 детсадов и яслей, больница, поликлиника, тубсанаторий [16, 91]. В 60‑е гг. XX в. Каспийск занимал первое место по благоустройству [8, 290].

Избербаш — город, расположенный на берегу Каспийского моря, в 65 км к югу от Махачкалы. Слово «избербаш» по‑кумыкски означает «след на вершине». Изначально поселок Избербаш возник в местности, не подходящей для поселения из‑за климатических характеристик данной территории (заболоченности, наличия малярии). В народе это место было известно как «долина, проклятая Аллахом». В начале 20‑х гг. XX в. учеными-геологами Д. В. Голубятниковым и И. О. Бродом были начаты поиски месторождений нефти. В этом районе было выявлено наличие нефти, но практическая ее добыча началась лишь с 1936 г. [11, 88; 8, 294, 295; 14, 31], «когда из разведочной скважины № 7 ударил мощный фонтан нефти с дебитом 250 т. в сутки. После этого здесь началась интенсивная добыча нефти, и вскоре на безлюдном берегу Каспийского моря появился поселок нефтяников Избербаш» [8, 295].

Образованный в 1934 г., Избербаш был официально утвержден в статусе поселка постановлением ЦИК ДАССР от 05.06.1934 г. «как поселок при нефтеразведке у ж.д. ст. Изберг» [6, 125].

Со временем здесь появлялись все новые и новые нефтяные вышки. В 1947 г. в Избербаше впервые в практике нефтяной промышленности СССР удалось получить нефть со дна моря, а в 1949 г. была «добыта нефть путем бурения с морской эстакады двуствольных скважин» [11, 88]. За это нефтяники Избербаша были удостоены Государственной премии. С развитием нефтяной отрасли рос и поселок, а «постановлением ПВС ДАССР от 18.05.49 г. и указом ПВС РСФСР от 01.06.50 г. рабочий поселок Избербаш был преобразован в город республиканского (АССР) подчинения [6, 125; 10, 15].

В связи с получением Избербашем статуса города в нем значительно расширилось жилищное строительство. Если в 1947 г. на жилищное строительство было затрачено 500 тыс. руб., то в 1950 г. ассигнования на данные нужды были увеличены до 8 млн. руб. С 1947 по 1950 гг. здесь было построено 59 одно- и двухквартирных домов, 15 многоквартирных домов и 139 домов в индивидуальном порядке. На 1 января 1960 г. в Избербаше из 1452 квартир 863 составляли двухкомнатные и 359 трехкомнатные. «Город был радиофицирован, все дома были газифицированы» [17, 153, 154].

С 60‑х гг. нефтедобыча в Дагестане сосредоточилась в его северных районах. Добыча нефти в Избербаше стала значительно сокращаться, в связи с чем приостановилось дальнейшее развитие экономики города, а численность населения стала снижаться. Учитывая все эти обстоятельства, в годы семилетки в городе был построен и введен в действие крупный завод электротермического оборудования ДагЗЭТО. С 1959 г. он начал свою работу по выпуску до 200 видов продукции. «Появление этого предприятия приостановило дальнейшее снижение численности населения Избербаша, вызванного спадом нефтедобычи» [8, 295]. Так, в городе в 1949 г. проживало 11,4 тыс. чел., а на 1 января 1970 г. население города составило 17,2 тыс. чел. [8, 296].

Последний из рассматриваемых городов Дагестана — Южно-Сухокумск — расположен в северной части Республики Дагестан, на границе со Ставропольским краем и Республикой Калмыкия, в 296 км от Махачкалы. Он возник на месте открытых в этом районе больших запасов нефти и газа. В 1958 г. началось строительство поселка [8, 283; 11, 89; 14, 31].

Южно-Сухокумск как рабочий поселок и центр поссовета Южно-Сухокумского в Каранагайском районе был образован указом ПВС ДАССР от 16 марта 1963 г. Не раньше 10 сентября 1964 г. и не позднее 1 января 1965 г. он был передан в административное подчинение г. Кизляра [6, 131].

Бурное развитие нефтегазовой добычи в районе поселка привело к росту численности его населения. Поселок был довольно привлекательным с миграционной точки зрения, так как зарплаты в добывающей промышленности были высокими. Кроме того, в 80‑е гг. XX в. поселок застраивался современными панельными домами, в которых рабочим предоставлялись комфортные квартиры. В 80‑е гг. в Южно-Сухокумске имелись «очаги культуры», тогда же начал работать кинотеатр [18, 155; 19, 141, 142].

В 1988 г. поселок был отнесен к городам республиканского подчинения (Указ ПВС РСФСР от 10.03.1988 г.). Население Южно-Сухокумска в 1996 г. составило 9,1 тыс. чел. [11, 89; 6, 131; 26]

Снижение объемов добычи нефти Южно-Сухокумска на одно из первых мест в экономике выдвинуло торговлю. Этому благоприятствовало расположение города между Ставропольским краем и Кизляром, «а также то, что в зимний период через Южно-Сухокумск осуществляется товарное обеспечение отгонных животноводческих ферм» [11, 89].

Итак, Хасавюрт, Дагестанские Огни, Кизилюрт, Каспийск, Избербаш, Южно-Сухокумск приобрели статус городов в XX в. Если Хасавюрт — город «исторический», то остальные — «уроженцы» XX века. Для Каспийска и Дагестанских Огней градообразующим фактором стало строительство в 20‑30‑е гг. XX в. крупных промышленных предприятий: завода № 182 («Двигательстрой») и стекольного завода «Дагестанские Огни» [20, 359]. Развитие этих объектов благоприятствовало и увеличению населения городов, а также благоустройству и росту самих городов. Становлению Избербаша и Южно-Сухокумска способствовало обнаружение нефти и газа в этих районах: в первом — в 30‑х гг., а во втором — в 50‑х гг. XX в. На расширение и развитие Кизилюрта оказало влияние строительство ГЭС.

Таким образом, предприятия, на основе которых из рабочих поселков возникли города, оказали существенное влияние в формировании и развитии тех же городов. Они способствовали «росту городского населения, повышению благосостояния многих горожан, изменению образа жизни и статуса многих дагестанцев, развитию транспортной и социально-культурной инфраструктуры городов и республики. Наличие крупных предприятий существенно улучшало социально-бытовой уровень горожан», — отмечает Ю. М. Лысенко [20, 362]. Однако крупные предприятия, построенные в Дагестане в XX в. и оказавшие влияние на развитие и формирование городов, в то же время заложили «основу для кризиса в их функционировании в конце XX — начале XXI века» [20, 362].

______________________________________________________

1. Гаджиев М. С. Древний город Дагестана: Опыт историко-топографического и социально-экономического анализа. М., 2002.

2. Далгат Э. М. Город и городская жизнь в Дагестане во второй половине XIX — начале XX в. Махачкала, 2015.

3. Гарунова Н. Н. Кизляр в XVIII — в первой половине XIX века: проблемы политического, социально-экономического и культурного развития. Махачкала, 2004.

4. Гарунова Н. Н. Очерки истории виноделия и коньячного производства на Кизлярщине в XVII‑XXI вв. Махачкала, 2009.

5. Салихова Л. Б. Городское самоуправление в Дагестане во второй половине XIX — начале XX века. Махачкала, 2014.

6. Историко-архивный справочник административно-территориального деления Дагестана за 1920‑2000 гг. Махачкала, 2008.

7. Джахиева Э. Г. Из истории города Хасавюрт // Северокавказский город в региональном историческом процессе: Материалы междунар. научной конф. Кас­пийск, 18‑19 сентября 2012 г. Махачкала, 2012. С. 209‑213.

8. Кажлаев А. Н. Возникновение и экономическое развитие городов Дагестанской АССР. Махачкала, 1971.

9. Гаджиева С. Ш. Кумыки. М., 1961.

10. Республика Дагестан: Административное устройство, население, территория (60‑е годы XIX в. — 90‑е годы XX в.) (статистический справочник). Махачкала, 2001.

11. Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. М., 2002.

12. Гусейнов М. Ш., Бабаев А.‑М. Б., Гусейнова С. К. «Дагестанские Огни» — первый высокомеханизированный стекольный завод России. Махачкала, 2007.

13. Гусейнов М. Ш., Гусейнова С. К. Социальное и культурное развитие города Дагестанские Огни в 1946‑1980 гг. // Северокавказский город в региональном историческом процессе: Материалы междунар. научной конф. Каспийск, 18‑19 сентября 2012 г. Махачкала, 2012. С. 345‑349.

14. Гордость Отчизны / Сост. М. Алиев, С. Касимов. Махачкала, б / г.

15. Абачараев М. М., Дагларов Р. Н. Мой город родной: Публицистика / Под ред. Г. В. Кириленко. Махачкала, 2009.

16. Ханин Л. А., Покорский Н. С. Рожденный у моря. История Каспийского орденов Ленина и Октябрьской Революции завода «Дагдизель». Махачкала, 1998.

17. Мирзабеков М. Я., Ананьева Е. С., Юнаева В. Д. Культура дагестанского города XX в. Махачкала, 2007.

18. Элаева А. М. «Внутренняя» и «внешняя» миграции в Северном регионе Дагестана в 60‑80‑е гг. ХХ в. // Влияние социокультурных, политико-правовых и экономических процессов на генезис гражданского общества в евразийском пространстве, на примере Северного Кавказа и города-героя Кизляра: Материалы всероссийской (с междунар. участием) научно-практической конф. (Кизляр, 2 октября 2015 г.). Махачкала, 2015. С. 154‑158.

19. Кизляр орденоносный. Махачкала, 1995.

20. Лысенко Ю. М. Проблемы развития малых и средних городов Дагестана в XX веке (на примере г. Кизляра) // Северокавказский город в региональном историческом процессе: Материалы междунар. научной конф. Каспийск, 18‑19 сентября 2012 г. Махачкала, 2012. С. 359‑362.

 

скачать статью PDF