Russian (CIS)English (United Kingdom)
ISSN 2223-165X

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
им. В.И. АБАЕВА — ФИЛИАЛ ФГБУН ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»

 

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ


Выпуск 32 (71) 2019
Выпуск 32 (71) 2019 Печать

 

 
Р. Г. Дзаттиаты О КРЕПОСТНОЙ СТЕНЕ В КАСАРСКОМ УЩЕЛЬЕ Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31144

В статье рассматриваются различные версии появления заградительных стен в Северной Осетии, в частности Касарского укрепления, дошедшего до нас в виде руин. Автор опровергает устоявшееся в историографии мнение о строительстве этих оборонительных сооружений стараниями грузинских царей, основанное на высказывании Вахушти Багратиони. Ряд исследователей считают сведения Вахушти Багратиони достоверными, не подвергая их критическому анализу. Однако исторические факты могут говорить о том, что оборонительные стены в Осетии могли возводиться персами (VI‑VII вв.) либо арабами (VIII‑IX вв.), но никак не грузинскими или, точнее, картлийскими царями, поскольку для них подобная задача ввиду ее масштабности была непосильной. Персидское и арабское присутствие и строительство мощных оборонительных стен на Центральном Кавказе документируются письменными и археологическими источниками, на основе которых автор выдвигает тезис о персидском или арабском происхождении раннесредневековых оборонительных сооружений на территории Северной Осетии.

Ключевые слова: Осетия, Картли, персы, арабы, турки, оборонительные сооружения, датировка, строительная техника.

Подробнее...
 
В. А. Матвеев В ВИДАХ… ТЕСНЕЙШЕГО СОЕДИНЕНИЯ… С РОССИЕЮ»: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ПРАВОСЛАВИЯ НА КАВКАЗЕ Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31147

В статье раскрывается один из недостаточно изученных аспектов проводившейся на Кавказе российской политики во второй половине XIX — начале XX в. Исследование основывается не только на использовании опубликованных данных, но и на источниках, сведения из которых ранее не вводились в научный оборот. По мнению автора, попытки расширить распространенность здесь православного христианства, предпринимавшиеся в эпоху после завершения Кавказской войны, имели обоснованность. Подтверждались они и востребовавшимся для интеллектуального осмысления ретроспективным наследием. Анализу вместе с тем подвергаются и подходы, применявшиеся для поддержания межконфессионального взаимодействия. Согласно предложенной версии, оно достигалось и при помощи складывавшегося феномена отечественного мусульманства. Актуальность предложенного формата освещения проблемы обусловлена также современными геополитическими и цивилизационными вызовами, возникающими в различной постановке для российского общества. Представленный для публикации результат предоставляет возможность поиска конкретных решений, в том числе в связи с предпринятой недавно инициативой разобщения канонической территории Московского патриархата. Обращение к историческому опыту укрепления позиций православия на Кавказе не позволит, безусловно, найти прямые ответы на возникающие угрозы. Но оно так или иначе может способствовать поиску вариантов преодоления сложных ситуаций.

Ключевые слова: каноническая территория, исповедная практика, интеграционные инициативы, наследие, мусульманство, православие, распространенность христианства, цивилизационное совмещение.

Подробнее...
 
С. Г. Кцоева ИУДЕО-ХРИСТИАНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ОБРАЗЕ И КУЛЬТЕ УАЦИЛЛА (ПО ДАННЫМ НАРРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ КОНЦА ХIХ — НАЧАЛА XX В.) Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31168

Статья посвящена анализу культа одного из главных божеств в этнорелигиозной системе осетин — Уацилла, проведенному на основе этнографических описаний праздничной обрядности, относящихся к рубежу XIX‑XX вв. Помимо очевидной связи имени святого патрона урожая и одновременно громовика Уацилла и одноименного, посвященного ему праздника с именем и образом библейского пророка Илии, изучение содержания записок путешественников позволяет предположить целый ряд авраамистических (главным образом имеющих отношение к иудаизму) черт в обрядовой практике, календарности праздника, а также его характере. За последние полтора столетия этнорелигиозная система осетин существенно изменилась. Большинство культовых практик безвозвратно утрачены. В этой связи этнографические описания путешественников и представителей осетинской интеллигенции того периода представляют собой неоценимый источник, содержащий важные фрагменты религиозной жизни народа, какой она была, вероятно, во второй половине XIX — начале ХХ в. В статье, таким образом, рассматривается культ Уацилла в народной традиции в указанном временном отрезке. Исследование авраамистических влияний в осетинской этнической религии приобретает особую популярность в свете распространения публикаций, часто ненаучных, в которых все чаще и настойчивее отстаивается идея «этнорелигиозной чистоты» и абсолютной первичной уникальности. Как правило, сторонники концепции исконного осетинского прамонотеизма отвергают вероятность заимствований. На деле это является отрицанием культурного обмена в развитии этноса, что в отношении столь древнего кочевого народа Евразии, коим являлись предки современных осетин, с учетом их активных внешних взаимодействий и широкой географией перемещения, совершенно невозможно.

Ключевые слова: осетинская этническая религия, Уацилла, христианство, иудаизм, Тбау-хох, гора Фавор, Гора Синай, гора Кармель, гора Сион.

Подробнее...
 
Н. А. Ладонина ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31169

В статье рассматриваются вопросы, связанные с появлением и функционированием в пореформенном Владикавказе новых организационных форм культурно-просветительской работы с широкими слоями городского населения. Особое место среди них занимали библиотеки, читальни, народные чтения. В связи с тем, что эти учреждения выполняли важные функции распространения в народных массах социально значимой информации, их деятельность строго контролировалась со стороны государства и опиралась на специально разработанную законодательно-правовую базу. Но несмотря на жесткий правительственный контроль, подобные формы организации досуга стали настоящими очагами просвещения для беднейших категорий горожан, постепенно приобщавшихся к достижениям российской и мировой культуры и науки. В данном контексте интерес представляет связь между конкретными проявлениями культурно-просветительской деятельности во Владикавказе и государственной политикой регулирования общественной активности в социокультурной и образовательной сферах в пореформенные десятилетия. В статье на основе законодательных актов, документальных источников и данных историографии показывается, что изменения во внутренней государственной политике, определяя смену официальной идеологии, оказывали существенное влияние и на организационные формы культурно-просветительской деятельности на окраинах империи, в частности, в Осетии. Дополняя систему школьного образования, библиотеки, читальни, народные чтения и подобные им учреждения, помимо выполнения собственно просветительских и сугубо образовательных функций, несли значительную идеологическую нагрузку, соответствуя запросам правительства на формирование общероссийской гражданственности у всех народов, проживающих в пределах Российской империи.

Ключевые слова: библиотеки, читальни, народные чтения, культурно-просветительская деятельность, государственная идеология, Осетия.

Подробнее...
 
А. Х. Боров, Е. Х. Апажева, Ю. М. Азикова ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ОПЫТ 1990‑2000‑Х ГОДОВ Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31171

В условиях постсоветского политического перехода обнаружился резкий рост влияния историко-политических факторов регионального развития на Северном Кавказе. В Кабардино-Балкарии они проявили себя как во внутриреспубликанских, так и в «центр-периферийных» отношениях. Первый аспект проблемы связан преимущественно с последствиями депортации балкарского населения в 1944 г. и последующими проблемами его реабилитации. Второй аспект наиболее ярко проявился в дискуссиях о последствиях Кавказской войны и «черкесском вопросе». В статье осуществлен сопоставительный анализ этих двух историко-политических факторов, формы и степень влияния которых на общественную ситуацию современной Кабардино-Балкарии весьма различаются. «Полная реабилитация» балкарского народа подразумевала не только символический, но и непосредственный материальный результат — закрепление за балкарским населением значительной части территориальных и властных ресурсов республики. Мыслимые результаты решения черкесского вопроса носили более отдаленный и абстрактный характер и не предполагали непосредственных изменений в лучшую сторону для кабардинского населения КБР. Требование «полной реабилитации» балкарского народа находило опору в российских и республиканских политико-правовых актах и принимало форму выполнения уже принятых решений, тогда как черкесский вопрос имел форму притязаний адыгских национальных организаций, не располагавших полномочиями и ресурсами для его решения. Реабилитация подразумевала изменения только внутренней этнополитической структуры Кабардино-Балкарской Республики, тогда как разрешение «черкесского вопроса» требовало действий на национальном и международном уровне и т.д. Но как историко-политические феномены они характеризуются сущностным единством, будучи направлены на «преодоление последствий» определенных событий прошлого путем создания особых условий для отдельных этнических групп населения сегодня.

Ключевые слова: Кабардино-Балкарская Республика, история, политика, депортация, реабилитация, Кавказская война, черкесский вопрос.

Подробнее...
 
Э. Б. Сатцаев ИРАНОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ: ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31172

Иранские языки входят в группу индоевропейских языков. Они являются близкородственными индоарийским языкам. Предки индоарийских и иранских народов в глубокой древности жили в тесном общении, занимали одну общую территорию и говорили на близкородственных арийских диалектах. Обособление иранских диалектов от индийских произошло не позднее начала II тысячелетия до н.э. На иранских языках говорили многочисленные древние племена и народности, сыгравшие важную роль в мировой истории. Все иранские языки ведут свое происхождение к одному языку, который явился материальной основой их исторической общности. По своему статусу современные иранские языки значительно отличаются друг от друга. Наиболее значимыми иранскими языками, имеющими широкое применение в официальной сфере, являются персидский, дари, таджикский, афганский (пушту), курдский, осетинский и белуджский. Современный персидский язык распространен в основном в Иране. Из современных иранских языков к нему ближе всего таджикский и дари, которые имеют общее происхождение. Персидский язык является наиболее крупным, развитым и распространенным иранским языком, который охватывает все жизненно важные сферы. Одним из крупнейших по численности иранских народов являются афганцы (пуштуны). В Афганистане официальными языками признаны афганский (пушту) и дари (фарси-кабули). Дари занимал и занимает более сильные позиции. Другим крупным ираноязычным народом являются белуджи. Белуджский язык распадается на две основные группы. Другой иранский народ — курды — испокон веков населяет территорию Западной Азии. Численность курдов в мире составляет около 40 млн. человек. Курдский язык представлен в многочисленных диалектных разновидностях. Выделяются две группы диалектов — северная и южная. Курдский язык имеет многовековую литературную традицию, но его официальный статус невысок. Осетинский язык — остаток северо-восточной скифо-сарматской ветви иранских языков. Он на протяжении почти двух тысяч лет развивался вне каких‑либо прямых контактов с иранскими языками. Официальный статус осетинского языка сравнительно высок, однако, численность говорящих на нем уменьшается.

Ключевые слова: иранские языки, персидский, дари, таджикский, афганский, белуджский, курдский, осетинский, бесписьменные языки, статус, языковая политика, письменная традиция.

Подробнее...
 
И. Н. Цаллагова К ВОПРОСУ О КОМПОЗИТНОМ СЛОВООБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННОМ ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ (на основе языкового материала дигорского диалекта) Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31173

В статье рассматриваются вопросы композитного словообразования в осетинском языке. Пристальный интерес специалистов к образованию сложных слов в языке, особенно в дигорском диалекте, автор объясняет его слабой изученностью в лингвистической науке. На сегодняшний день в осетинском языке обнаруживается значительное количество сложных образований, статус которых до сих пор не определен. Это приводит к некоторым сложностям при составлении учебных пособий и словарей осетинского языка. Дело в том, что семантическое слияние двух и более основ в одно целое не всегда сопровождается какими‑либо изменениями грамматических форм слов, которые ранее были словосочетаниями. В связи с тем, что в осетинском языкознании недостаточно разработаны теоретические вопросы композитного словообразования, множество конструкций не поддается окончательному определению и сохраняет как бы промежуточное положение между сложными словами и словосочетаниями; одна и та же конструкция тяготеет одними признаками к сложному слову, другими — к словосочетанию. В представленном исследовании рассмотрена проблема идентификации композита, которая тесно связана с проблемами орфографирования и лексикографирования данных языковых образований: непоследовательностью в правописании разных типов сложных слов, отсутствием единых принципов отбора и подачи их в словарях. В статье рассмотрены вопросы типологии композитов в осетинском языке, которые отличаются разнообразием как по характеру семантических взаимоотношений между компонентами конструкции, так и по своим формально-структурным характеристикам.

Ключевые слова: осетинский язык, дигорский диалект, композит, композитное словообразование, словосложение.

Подробнее...
 
Р. Я. Фидарова, И. А. Кайтова СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 60‑80‑Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31175

Осетинская советская литература в 60‑80‑е гг. XX в. в соответствии со своими эстетическими принципами убедительно отражала как социально-исторические условия жизни своего субъекта — осетинского народа, так и духовно-нравственные особенности бытия советского общества, обусловленные диалектикой его мировоззренческих взглядов на социальную и национальную действительность. Существенная эволюция общественного сознания была вызвана политической атмосферой в послевоенные годы, в частности, во второй половине 1950‑х гг., «оттепелью» 1960‑х и назревающими уже в первой половине 1980‑х гг. тенденциями в общественной жизни и общественном сознании, приведшими к перестройке во второй половине 1980‑х гг. Важнейшим «инструментарием» для осетинской советской литературы в 60‑80‑е гг. ХХ в. явился ее ведущий художественный метод — социалистический реализм. Значительная эволюция общественного сознания привела к качественным изменениям художественной литературы, сказавшимся прежде всего на сущности и особенностях социалистического реализма. В предложенной статье социалистический реализм рассматривается как художественный метод и как художественное направление. Как метод социалистический реализм остается верным своему историческому предназначению и продолжает традиции первого, «жесткого» типа, который, согласно нашей концепции, функционировал в 30‑50‑е гг. ХХ в. Второй тип социалистического реализма ярко проявился в 60‑80‑е гг. При этом ведущие его принципы (партийность, тенденциозность), определившие его «жесткий» характер в первом типе, в 60‑80‑е гг. начинают несколько ослабевать, в художественном сознании появляются элементы философского осмысления, обобщения. Это ведет к углублению аналитического начала в осетинской советской литературе, к расширению ее философского, нравственно-этического кругозора. Данный процесс порождает серьезнейшие качественные изменения в жанровой системе осетинской литературы. В частности, зарождается новый тип романа — роман-миф. Кроме того, эти процессы, определившие качество и характер социалистического реализма второго типа как художественного направления в осетинской советской литературе, дали нам возможность определить данное направление как философско-мифологическое, т.к. роман-миф, наиболее ярко олицетворяющий эволюцию реалистического типа мышления, структурно формируется на мифологических сюжетах и с участием мифологических героев.

Ключевые слова: осетинская литература, «оттепель», реализм, социалистический реализм, партийность, роман-миф, мифологические сюжеты.

Подробнее...
 
Э. Т. Гутиева К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХАТИАГСКОГО ЯЗЫКА НАРТОВСКИХ СКАЗАНИЙ Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31177

Лингвоним хатиагский (хатиаг æвзаг), неоднократно упоминаемый в текстах сказаний Нартовского эпоса, всегда привлекал к себе внимание исследователей, т.к. он является носителем исторически важной информации, релевантной для хронологической и географической локализации целого ряда сюжетов и сюжетных мотивов. Длительность истории возникновения и бытования эпоса, большая территориальная протяженность, обусловленная беспрецедентной миграционной активностью его создателей и носителей, привели к появлению достаточно большого числа альтернативных интерпретаций этого термина. Все они отвечают тем или иным требованиям к хатиагскому языку, выводимым из текстов сказаний. Основанием для существующих гипотез в первую очередь является фонетическое сходство с известными корнями, терминами. Большая их часть соотносят хатиагский с известными этнонимами, названиями народов, с которыми у сарматов, алан, осетин имели место контакты, подтвержденные историческими источниками. В статье рассматриваются существующие в настоящее время подходы. Нерешенность проблемы хатиагского языка позволяет продолжать разработку и уточнение существующих гипотез, выдвигать и формулировать новые. В работе предлагается в круг поиска этимона включить: самоназвание армян хай; первый элемент в обозначении языка восточно-иранских хотаносаков, у которых имеются близкородственные генетические связи с осетинским; а также название восточногерманского племени готов. Из данных трех авторских гипотез предпочтение отдается последней.

Ключевые слова: лингвоним, этноним, хатиагский язык, нарты, аланы, восточноиранский язык, осетинский язык, эпос.

Подробнее...
 
З. Б. Цаллагова ПОЭТИКА МИНИМАЛИЗМА: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОСЕТИНСКОЙ НАРОДНОЙ АФОРИСТИКИ Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31179

Поэтико-семантическую структуру различных жанров осетинской народной афористики формируют поэтические тропы, среди которых наряду с метафорой и эпитетом особое место занимают олицетворение и сравнение. Названные средства создания образности несут не только орнаментальные, украшающие, но и структурирующие смысловые функции: такая амбивалентность художественных тропов предопределена своеобразием поэтической природы народных афоризмов, художественной эстетикой минимальных фольклорных форм, нацеленных на то, чтобы вложить глубокий смысл в лаконично оформленную фразу. Сравнительно-сопоставительный анализ олицетворения и сравнения в различных видах осетинской народной афористики выявляет, что в эти поэтические фигуры полностью укладывается весь состав афористического высказывания, содержащего назидательные предписания и предостережения, описание различных социальных и природных явлений, а также качеств и характеристик предметов, людей, животных. Идиоматика таких высказываний, обуславливающая трудность восприятия их людьми иноэтничной культуры и перевода на другие языки, базируется на смысловых ключах и символических образах осетинской культурной традиции. Последние являют собой некий культурный код, позволяющий людям данного этноса «отмыкать» вход в матрицу традиционного наследия. А специальное лингвострановедческое изучение данного фольклорного пласта вкупе с рассмотрением иноэтничных афористических аналогий дает не только представление о характере национально особенных афористических образов, но и методологическую возможность постичь глубинные смыслы осетинского языка и культуры представителями других языков и культур.

Ключевые слова: афоризм, пословица, поговорка, клятва, загадка, благопожелание, проклятие, олицетворение, сравнение.

Подробнее...
 
Г. В. Чочиев ОТЧЕТЫ ДОКТОРА БАРОЦЦИ О ЧЕРКЕССКОЙ ИММИГРАЦИИ В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ В 1863‑1864 гг. Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31180

Выселение черкесов в Османскую империю в 1863‑1864 гг., представляющее собой одну из крупнейших социальных катастроф нового времени, нашло отражение в различных документах и свидетельствах эпохи. Впервые публикуемые на русском языке в данной работе материалы дают возможность оценить это явление прежде всего с медико-санитарной и гуманитарной точек зрения. В отчетах доктора Бароцци, специального уполномоченного османского Совета по здравоохранению в Трабзоне и Самсуне — основных пунктах высадки черкесских иммигрантов, — содержится подробное описание причин и процесса распространения в регионе в указанный период инфекционных заболеваний, ставших основным непосредственным фактором массовой гибели переселенцев. В отличие от османских документов, нечасто акцентирующих внимание на уровне смертности среди черкесов или оперирующих сравнительно невысокими ее цифрами, донесения Бароцци свидетельствуют о человеческих потерях порядка не менее 25‑30 % от общего числа прибывших, которое, судя по приводимым им же данным, к середине 1864 г. составило только в этих двух портах около 350 тыс. чел. Ответственность за стремительное ухудшение эпидемиологической обстановки и сопутствующие ей социально-экономические проблемы возлагается Бароцци в первую очередь на провинциальные и отчасти стамбульские власти, проигнорировавшие рекомендации компетентных (главным образом европейских) медиков — членов упомянутого совета. В то же время в отчетах признается, что приобретенный османской администрацией в этот период опыт способствовал уменьшению масштабов заболеваемости и смертности среди черкесов к концу рассматриваемого временного отрезка.

Ключевые слова: Османская империя, черкесы, иммиграция, Совет по здравоохранению, инфекционные заболевания, смертность, доктор Бароцци.

Подробнее...
 
И. Т. Цориева ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. Л. ХЕТАГУРОВА В НАУЧНОЙ ПРАКТИКЕ ОСЕТИНСКОГО ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31183

Публикация посвящена деятельности Осетинского историко-филологического общества, внесшего значительный вклад в решение задачи сохранения и изучения творческого наследия общественного деятеля, публициста, художника, основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова. Особенно успешным и плодотворным в деле поиска, накопления и популяризации биографических сведений, литературно-художественного наследия Хетагурова стал 1921 г., когда торжественно отмечалось пятнадцатилетие со дня смерти поэта. Публикуемые выдержки из протоколов заседаний и собраний Общества за февраль — май 1921 г. раскрывают малоизвестные страницы деятельности первого научного учреждения на Северном Кавказе и существенно дополняют знание о начальном этапе формирования школы осетиноведения и выделения хетагуроведения как специального направления. Документы свидетельствуют о постепенном изменении концепции «празднования» этого события, которое наполнялось особым общественно-политическим звучанием и превращалось из мероприятия местного значения в событие общекавказского масштаба. Заложенная в источниках информация дает представление о приемах, методах и итогах поисково-изыскательской работы, в частности, позволяет реконструировать процесс обсуждения и корректировки планов и программы увековечения памяти Коста в ходе подготовки к памятной дате. Тексты содержат ценный материал о персональном составе и интеллектуальном потенциале членов Общества, о приоритетных направлениях деятельности, об источниках финансирования, о взаимодействии с органами власти и частными лицами — добровольными помощниками научного учреждения. Они включают также опосредованную информацию, важную для анализа и характеристики общественно-политической ситуации в многонациональном регионе в переломный период истории страны. Публикуемые материалы извлечены из фонда 13 Научного архива СОИГСИ.

Ключевые слова: Осетинское историко-филологическое общество, Коста Хетагуров, осетиноведение, хетагуроведение, протоколы заседаний, сохранение и изучение творческого наследия.

Подробнее...
 
В. В. Гринев СТАВРОПОЛЬЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31185

Рецензия на книгу: Ставропольский край в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг. /

Под ред. С. И. Линца (отв. ред.), А. А. Аникеева, Г. И. Кольга. М.: Изд. Надыршин, 2019. 480 с.

В настоящей рецензии дается оценка коллективной работе историков Ставропольского края, посвященной изучению слабо- или и вовсе неисследованных аспектов битвы за Кавказ в годы Великой Отечественной войны. Основное внимание было уделено региональному компоненту одного из важнейших эпизодов войны. Какая роль в планах гитлеровцев отводилась битве за Кавказ? Какими средствами их предполагалось реализовать и что мешало их воплощению? Как защищался Кавказ, и как проявлялась в этом процессе региональная специфика? Эти и некоторые иные вопросы были рассмотрены в рецензируемой монографии. Длительное время отсутствовали обобщающие работы по региональной истории Кавказа в тот тяжелейший период жизни государства. В связи с подготовкой к празднованию 75‑й годовщины Великой Победы коллектив ставропольских авторов издал крупную работу, посвященную истории Ставропольского края, Северной Осетии и других районов Кавказа в период Великой Отечественной войны. В современных условиях требуется новое, системное прочтение этих событий, не только победных, но и трагических, извлечение нравственных истоков Победы для каждого народа. Источниковая база монографии представлена многочисленными и разнообразными источниками: материалами федеральных и региональных архивов, воспоминаниями участников событий, статистическими данными. Важным аспектом книги является комплексный анализ основных сторон жизни населения Ставрополья как региона Кавказа в годы Великой Отечественной войны. На местном материале (что особенно важно) авторы «изнутри» рассматривают различные стороны тех событий, выводя в свет и анализируя разнородные сведения: о ходе боевых действий, о трудностях, вызванных спецификой региона, о его социальной жизни.

Ключевые слова: Ставропольский край, Великая Отечественная война, битва за Кавказ, историография.

Подробнее...
 
АЛАНЫ-ОСЕТИНЫ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Печать

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

В разделе «Критика и библиография» редколлегия предлагает проект «Аланы-осетины в российской и зарубежной историографии», в котором будет представлена серия обзорных статей с анализом трудов дореволюционных, советских и современных российских и зарубежных ученых.

К сожалению, в последние годы аланская тематика оказалась в плоскости не только научных изысканий, но и опасных политических проектов и идеологических манипуляций. Число лженаучных исследований неуклонно нарастает и агрессивно вторгается в общественно-политическую жизнь региона, поэтому академическая наука должна стать заслоном историческим и культурным фальсификациям, невежеству и фанатизму.

Историко-культурное наследие как комплекс культурных, религиозных, идеологических факторов интегрировано во многие сферы жизнедеятельности социума, поэтому общество остро реагирует на провокационные социально-культурные проекты, основанные на аланском наследии. Впрочем, трудно не заметить не запланированный, но вполне реальный позитивный результат политических спекуляций — пробудившийся широкий интерес к истории народа и появление многочисленных вопросов к историкам со стороны самого общества.

Отвечая на этот запрос, редколлегия журнала «Известия СОИГСИ» предлагает историографический проект, который даст представление об основных этапах исследования проблемы алано-осетинской преемственности, позволит оценить современное состояние изученности проблемы, определить перспективные направления и темы, способствовать объективным научным исследованиям.

 

 
А. Л. Чибиров АЛАНЫ-ОСЕТИНЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Печать

DOI    10.23671/VNC.2019.71.31187

Одно из могущественных племенных объединений древности, аланы, всегда будоражили воображение исследователей. Они оставили значительный след в истории, военном деле, культуре не только в ареале своего формирования — южнорусских степях, но и на территории Европы, в истории и культуре раннего средневековья только зарождающейся западноевропейской цивилизации, куда под мощным натиском хуннов (гуннов) большая часть их была вынуждена мигрировать. Оставшаяся же часть образовала на Северном Кавказе и в Предкавказских степях раннефеодальное государство Алания. Помимо прочего средневековые аланские племена играли в общекавказской и европейской истории значимую роль. Ярким примером этому могут служить мифы и предания о происхождении европейцев. Данная статья является кратким историографическим обзором практически всей существующей источниковедческой литературы, в которой четко прослеживается алано-осетинская преемственность. Исследователи — приверженцы подобного взгляда на проблематику при изучении вопроса опирались на несколько основных маркеров — осетинский язык, уходящий корнями в индо-иранский мир, Нартовский эпос и другие, ярко выраженные элементы духовной культуры осетин.

Ключевые слова: аланы, осетины, яссы, Миллер, Потоцкий, Клапрот, Гакстгаузен, Шёгрен, Шафарик, Пфаф, Лавров, Ковалевский, Кулаковский.

Подробнее...
 
НАШИ АВТОРЫ Печать

Подробнее...