Новая версия сайта Перейти
Russian (CIS)English (United Kingdom)
ISSN 2223-165X

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
им. В.И. АБАЕВА — ФИЛИАЛ ФГБУН ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»

 

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ


А.В. Дарчиев ИЗ МАТЕРИАЛОВ АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ А.А. МИЛЛЕРА В СЕВЕРНУЮ ОСЕТИЮ (1923-1928 гг.) Печать

Представленные документы извлечены из материалов экспедиций Александра Александровича Миллера в Северную Осетию (1923-1928 гг.). Тексты относятся к работе экспедиции в селении Галиат, где Миллер записал сведения о святилище Тамар дзуар (Узи дзуар), которые в других источниках не встречаются. Приводятся сведения о верованиях, связанных с грозовыми явлениями, и ритуале, совершаемом при поражении человека молнией. Во время экспедиции в Северную Осетию в 1928 г. Миллер зарисовал предметы из святилища Реком: наружную дверь, закрытое ставней окно, ромбовидные наконечники стрел. Эти рисунки содержат детали, не известные по другим изображениям, и стало быть могут способствовать более точной реконструкции соответствующих элементов святилища.

Ключевые слова: А.А. Миллер, Тамар дзуар, цоппай, Галиат, Реком.

 

Александр Александрович Миллер (1875-1935) – видный российский ученый, археолог, этнограф и музеевед. А.А. Миллер внес значительный вклад в изучение осетинской этнографии. В 1923-1928 гг., возглавляя Северокавказскую экспедицию Государственной Академии истории материальной культуры, он проводил археологические и этнографические изыскания в Северной Осетии [1, 21-23; 2, 19-21].

 

А. Миллеру удалось собрать ценный этнографический материал, на основе которого в конце 1920-х годов в Этнографическом отделе Русского музея ученый создал уникальную для своего времени выставку «Горное земледелие осетин». Кроме того, Миллер собрал в Северной Осетии коллекцию вещей, относящихся к обработке шерсти, кожи и дерева. Проявляя большой интерес к религиозным верованиям осетин, Миллер собрал коллекцию культовых предметов из осетинских святилищ (84 шт.) [3, 151-175]. Итоги исследования этих материалов подведены в его статье «Жертвенные предметы из осетинских дзуаров» [4].

В состав экспедиций Миллер всегда включал профессиональных фотографов, благодаря чему были получены большие серии фотоснимков осетинских селений, жилищ, склепов, святилищ, празднеств и обрядов, проводимых в святилищах и т.д. [3, 170-171].

Ученого интересовали не только материальные памятники. От старожилов он записывал сведения о традиционных религиозных верованиях, легенды и предания. В архиве Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) хранятся дневник и записная книжка этнографической экспедиции Миллера в Северную Осетию летом 1923 г. Мы имели возможность снять копии лишь незначительной по объему части этих записей, которые и предлагаем вниманию читателя.

Текст относится к работе экспедиции в селении Галиат (горная Дигория). От двух стариков, фамилии которых не названы, Миллер записал сведения о святилище Тамар дзуар (Узи дзуар), которые в других источниках не встречаются. Приводятся сведения о верованиях, связанных с грозовыми явлениями, и ритуале, совершаемом при поражении человека молнией. Глубоко трагично предание о погибших в Дигории трех братьях из Алагирского ущелья: мать, оказавшаяся в одиночестве перед лицом постигшего ее горя, все же смогла похоронить сыновей в родной земле ужасающим, но единственно посильным для нее способом.

Миллер, в свое время успешно обучавшийся живописи в парижской Академии Жюлиана, оставил коллекцию превосходных этнографических рисунков. Во время экспедиции в Северную Осетию в 1928 г. [5, 62-63об.; 6, 61-63об.] он с поразительной точностью зарисовал не только широко известный шлем Ос-Багатара, но и некоторые другие предметы из святилища Реком: наружную дверь (рис. 1), закрытое ставней окно (рис. 2), дверной косяк с замочной пластиной (рис. 3), наконечники стрел (рис. 4). Эти рисунки, хранящиеся ныне в архиве Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург), публикуются впервые и, полагаем, могут способствовать более точной реконструкции соответствующих элементов святилища.

К сожалению, значительная часть осетинских материалов А.А. Миллера до сих пор не введена в научный оборот. Предлагаемая небольшая публикация не может восполнить этот пробел, но, надеемся, она сможет пробудить интерес к наследию ученого, сделавшего так много для этнографического осетиноведения.

 

 

ДОКУМЕНТЫ


Из записной книжки А.А. Миллера

(экспедиция в Северную Осетию,

1923 г.)1

<…>

Старик не помнит похорон в склепах.

***

Цырт-цäвäн. Старая форма «Койбаеву».2 Раньше ставили прямо каменный столб без рисунков.

Побратимство (не знает ничего).


Галиата

Тамар дзуар.3

Две фамилии Езеев[ы] и Годизов[ы].4 Кувд в августе. Приглашают и посторонних, присутствуют все из этих семей. У кого в этом году родился мальчик, дает барашка, кто выдает дочь, кто женится. Свечи восков[ые]. Три дня кувд. На ночь остаются 3-5 человек.

Существ[ует] предание, что эта постройка – церковь.5

***

Был случай, ударила молния в стадо баранов, оглушило пастуха, часть баранов была убита, их зарыли на месте.

Ежегодно делают кувд и режут козленка. Поют цоппай… В этом участвует дашьны.6 Молодые из фамилии пораж[енного] образуют хоровод.7

***

В один дом ударил гром, и упала цепь. В доме этом цепь, упавшую с неба, хранят, но никому не показывают.

***

Могильник, возможно, что кобанского типа, на холме, там, где теперь расположены обай. Были находки, в т[ом] числе бронзовые топоры.8

***

Царцiатæ (галиатск[ий] говор9).


Галиат. Выехали из Алаг[ирского] ущелья 3 брата. Их убили в Дигории. Осталась мать дома. Мать вышла из дому искать: нашла трупы, отрез[ала] им головы и пришла сюда (Галиат). Обратилась к старухе с просьбой дать воды. Вынесла сыворотку с водой. Она выпила и сказала: «Да будет мне впрок как содержимое, так и сосуд». Ей подарили чашку, она пришла домой и похоронила головы. Много вр[емени] спустя она приехала опять сюда для поминок, поставила 3 чирт-цäвäн. Црт-цäвäн.

***

Первый старик. Бывают случаи (здесь помнят), что Илья похищает и людей. Был случай при его жизни. Девица Тобоева из Камунты стирала у речки. Ее поразило громом. Ее похитил цепью. Остались только туфли. Тобоевы ежегодно на этом месте устраивают кувд. (Прибавл[ение]: появилось облако, и она исчезла в облаке).10

Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1.

Д. 239. Л. 18об.-20 об.

Из дневника А.А. Миллера

(экспедиция в Северную Осетию, 1923 г.)

29 [августа] – утром выезд из Христ[иановского], приезд в Магометанское, Чкола.

30 [августа] – Чкола – Задалеск.

<…>

9 сент[ября] – в Махческе.

10 сент[ября] – Утром выезд в Фаснал

11 сентября – Галиат. (Л. 45). (А.А. Миллер и его группа пробыли в Галиате до 14 сентября. – А.Д.).

14 [сентября] – Утром. Трагич[еское] утро. Арака с керосином. Чудо … [неразборчиво]… вместо обещ. [неразборчиво] пива.

Вчера пробудился больной.

(14 сентября группа А.А. Миллера вышла из Галиата в Згид. – А.Д.)

Переход очень трудный. На перевале, на альпийских лугах, в 1 ч[ас] дня – остановка. Пьем араку, едим курицу. Солнечный день. Ужасный спуск. Зджыд.

Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1.

Д. 239. Л. 44-47.

 

Примечания:

1. См. краткий отчет об этой экспедиции: [7, 26-42].
2. Не вполне разборчиво (см. рис. 5), однако в «Кратком отчете» А.А. Миллер пишет: «Экспедиция… через селение Уакац (зарисованы могильные сооружения) перешла в селение Галиату» [7, 27]. Фамилия Койбаевых (Хъойбайтæ) проживала в селении Уакац (Уæхъæц) [8, 178.]  поэтому полагаем, что приведенную Миллером надпись следует читать «Койбаеву». 
3. Святилище в селении Галиат, называемое также Узи дзуар и Авд дзуар. В «Кратком отчете» Миллер пишет: «В Галиате сделана была остановка, осмотрены местные дзуары: Тамар дзуар (двух фамилий Езеевых и Годизовых) и дзуар Фаррон, почитаемый всем селением. Здесь сделаны были фотографические снимки, обмеры и рисунки Тамар дзуара» [7, 27]. В работе 1928 года Г. Кокиев приводит аналогичное название этого святилища: Тамар-дудупал дзуар [9, 30].
4. В.Ф. Миллер, опираясь на сведения из рукописи А. Гатуева, называет Узи дзуар «святыней фамилии Едзиевых (Езеевых. – А.Д.)» [10, 259]. Очевидно, позднее Тамар дзуар (Узи дзуар) стал считаться святилищем не только Езеевых, но и Годизовых.
5. Эти предания позднее упоминает и Г. Кокиев: «Галиатская церковь, по преданиям, была построена Тамарой на территории Осетии по счету седьмой, почему и называется Авд-дзуар, т.е. “Седьмая церковь”» [9, 57].
6. В «Кратком отчете» А.А. Миллер пишет: «В быту осетин независимо от дзуарилæг’а (священнослужителя при дзуаре), особенное место имеют так называемые дасьнытæ (знахари). В особенности меня интересовала их роль в случаях, связанных с отношением осетин к грому и молнии» [7, 29].
7. Здесь же Миллер изобразил схему «хоровода» (т.е. цоппай), состоящую из двух концентрических кругов; центр обозначен точкой и подписан «дасьны». Показано направление движения против часовой стрелки (см. рис. 6).
8. Очевидно, имеется в виду находящийся у селения Галиат могильник Фаскау, в котором действительно было обнаружено большое количество предметов кобанской культуры, в том числе и бронзовые топоры. См., например: [11, 121-135] .
9. Речь идет о смешанном ироно-дигорском говоре жителей Уаллагкома. Формы царциатæ «исчезнувший народ» и дæсны «знахарь» являются иронскими, им соответствуют дигорские царцатæ и дæсни. Но в этом же тексте кувд «пир, торжество» – форма, несомненно, дигорская (ирон. куывд).
10. По сообщению уважаемого Царака Тобоева, обувь и бусы девушки, оставшиеся на месте ее исчезновения, почитались как реликвии. И до сих пор кувд в память об этом событии устраивается ежегодно в июле.

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________

1. Археологические экспедиции Государственной Академии истории материальной культуры и института археологии Академии наук СССР 1919-1956 гг. Указатель. М., 1962.
2. Народы Кавказа. Каталог-указатель этнографических коллекций. Л., 1981.
3. Студенецкая Е.Н. Осетины в Музее этнографии народов СССР. (Собирательская и экспозиционная работа 1906-1983 гг.) // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. Орджоникидзе, 1985. С. 151-175.
4. Миллер А.А. Жертвенные предметы из осетинских дзуаров // Материалы по этнографии. Л., 1926. Т. III. Вып. I. С. 85‑94.
5. Северокавказская экспедиция под руководством А.А. Миллера. План работ, смета, краткий отчет и альбом рисунков, сделанных А.А. Миллером в Осетии // Архив ИИМК РАН. Ф.2. Оп. 1. 1928 г. Д. 95. 
6. Отчет о деятельности Осетинского Научно-Исследовательского института краеведения за время с 1 октября 1927 г. по 30 сентября 1928 г. // НА СОИГСИ. Ф. 13. Оп. I. Д. 12.
7. Миллер А.А. Краткий отчет о работах Северо-Кавказской экспедиции Академии в 1923 г. // Известия Российской Академии истории материальной культуры. Л., 1925. Т. IV. С. 26-42.
8. Гецати А.А. Дигори коми муггæгти равзурд: Дигори коми антропонимий æрмæгутæ историон-этнографион очеркти хæццæ: Дзæуæгигъæу, 1999. (на осет. яз.)
9. Кокиев Г. Склеповые сооружения горной Осетии. Историко-этнологический очерк. Владикавказ, 1928.
10. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М.: Типография А. Иванова (б. Миллера), 1882. Ч. II.
11. Скаков А.Ю. Орнаментированные топоры могильника Фаскау в Северной Осетии // Древности Северного Кавказа. М., 1999. С. 121-135.

 

скачать статью PDF