А.В. Дарчиев ИЗ МАТЕРИАЛОВ АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ А.А. МИЛЛЕРА В СЕВЕРНУЮ ОСЕТИЮ (1923-1928 гг.) |
Представленные документы извлечены из материалов экспедиций Александра Александровича Миллера в Северную Осетию (1923-1928 гг.). Тексты относятся к работе экспедиции в селении Галиат, где Миллер записал сведения о святилище Тамар дзуар (Узи дзуар), которые в других источниках не встречаются. Приводятся сведения о верованиях, связанных с грозовыми явлениями, и ритуале, совершаемом при поражении человека молнией. Во время экспедиции в Северную Осетию в 1928 г. Миллер зарисовал предметы из святилища Реком: наружную дверь, закрытое ставней окно, ромбовидные наконечники стрел. Эти рисунки содержат детали, не известные по другим изображениям, и стало быть могут способствовать более точной реконструкции соответствующих элементов святилища. Ключевые слова: А.А. Миллер, Тамар дзуар, цоппай, Галиат, Реком.
Александр Александрович Миллер (1875-1935) – видный российский ученый, археолог, этнограф и музеевед. А.А. Миллер внес значительный вклад в изучение осетинской этнографии. В 1923-1928 гг., возглавляя Северокавказскую экспедицию Государственной Академии истории материальной культуры, он проводил археологические и этнографические изыскания в Северной Осетии [1, 21-23; 2, 19-21].
А. Миллеру удалось собрать ценный этнографический материал, на основе которого в конце 1920-х годов в Этнографическом отделе Русского музея ученый создал уникальную для своего времени выставку «Горное земледелие осетин». Кроме того, Миллер собрал в Северной Осетии коллекцию вещей, относящихся к обработке шерсти, кожи и дерева. Проявляя большой интерес к религиозным верованиям осетин, Миллер собрал коллекцию культовых предметов из осетинских святилищ (84 шт.) [3, 151-175]. Итоги исследования этих материалов подведены в его статье «Жертвенные предметы из осетинских дзуаров» [4]. В состав экспедиций Миллер всегда включал профессиональных фотографов, благодаря чему были получены большие серии фотоснимков осетинских селений, жилищ, склепов, святилищ, празднеств и обрядов, проводимых в святилищах и т.д. [3, 170-171]. Ученого интересовали не только материальные памятники. От старожилов он записывал сведения о традиционных религиозных верованиях, легенды и предания. В архиве Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) хранятся дневник и записная книжка этнографической экспедиции Миллера в Северную Осетию летом 1923 г. Мы имели возможность снять копии лишь незначительной по объему части этих записей, которые и предлагаем вниманию читателя. Текст относится к работе экспедиции в селении Галиат (горная Дигория). От двух стариков, фамилии которых не названы, Миллер записал сведения о святилище Тамар дзуар (Узи дзуар), которые в других источниках не встречаются. Приводятся сведения о верованиях, связанных с грозовыми явлениями, и ритуале, совершаемом при поражении человека молнией. Глубоко трагично предание о погибших в Дигории трех братьях из Алагирского ущелья: мать, оказавшаяся в одиночестве перед лицом постигшего ее горя, все же смогла похоронить сыновей в родной земле ужасающим, но единственно посильным для нее способом. Миллер, в свое время успешно обучавшийся живописи в парижской Академии Жюлиана, оставил коллекцию превосходных этнографических рисунков. Во время экспедиции в Северную Осетию в 1928 г. [5, 62-63об.; 6, 61-63об.] он с поразительной точностью зарисовал не только широко известный шлем Ос-Багатара, но и некоторые другие предметы из святилища Реком: наружную дверь (рис. 1), закрытое ставней окно (рис. 2), дверной косяк с замочной пластиной (рис. 3), наконечники стрел (рис. 4). Эти рисунки, хранящиеся ныне в архиве Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург), публикуются впервые и, полагаем, могут способствовать более точной реконструкции соответствующих элементов святилища. К сожалению, значительная часть осетинских материалов А.А. Миллера до сих пор не введена в научный оборот. Предлагаемая небольшая публикация не может восполнить этот пробел, но, надеемся, она сможет пробудить интерес к наследию ученого, сделавшего так много для этнографического осетиноведения.
ДОКУМЕНТЫ
(экспедиция в Северную Осетию, 1923 г.)1 <…> Старик не помнит похорон в склепах. *** Цырт-цäвäн. Старая форма «Койбаеву».2 Раньше ставили прямо каменный столб без рисунков. Побратимство (не знает ничего).
Тамар дзуар.3 Две фамилии Езеев[ы] и Годизов[ы].4 Кувд в августе. Приглашают и посторонних, присутствуют все из этих семей. У кого в этом году родился мальчик, дает барашка, кто выдает дочь, кто женится. Свечи восков[ые]. Три дня кувд. На ночь остаются 3-5 человек. Существ[ует] предание, что эта постройка – церковь.5 *** Был случай, ударила молния в стадо баранов, оглушило пастуха, часть баранов была убита, их зарыли на месте. Ежегодно делают кувд и режут козленка. Поют цоппай… В этом участвует дашьны.6 Молодые из фамилии пораж[енного] образуют хоровод.7 *** В один дом ударил гром, и упала цепь. В доме этом цепь, упавшую с неба, хранят, но никому не показывают. *** Могильник, возможно, что кобанского типа, на холме, там, где теперь расположены обай. Были находки, в т[ом] числе бронзовые топоры.8 *** Царцiатæ (галиатск[ий] говор9).
*** Первый старик. Бывают случаи (здесь помнят), что Илья похищает и людей. Был случай при его жизни. Девица Тобоева из Камунты стирала у речки. Ее поразило громом. Ее похитил цепью. Остались только туфли. Тобоевы ежегодно на этом месте устраивают кувд. (Прибавл[ение]: появилось облако, и она исчезла в облаке).10 Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 239. Л. 18об.-20 об. Из дневника А.А. Миллера (экспедиция в Северную Осетию, 1923 г.) 29 [августа] – утром выезд из Христ[иановского], приезд в Магометанское, Чкола. 30 [августа] – Чкола – Задалеск. <…> 9 сент[ября] – в Махческе. 10 сент[ября] – Утром выезд в Фаснал 11 сентября – Галиат. (Л. 45). (А.А. Миллер и его группа пробыли в Галиате до 14 сентября. – А.Д.). 14 [сентября] – Утром. Трагич[еское] утро. Арака с керосином. Чудо … [неразборчиво]… вместо обещ. [неразборчиво] пива. Вчера пробудился больной. (14 сентября группа А.А. Миллера вышла из Галиата в Згид. – А.Д.) Переход очень трудный. На перевале, на альпийских лугах, в 1 ч[ас] дня – остановка. Пьем араку, едим курицу. Солнечный день. Ужасный спуск. Зджыд. Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 239. Л. 44-47.
Примечания:1. См. краткий отчет об этой экспедиции: [7, 26-42].
______________________________________________________ 1. Археологические экспедиции Государственной Академии истории материальной культуры и института археологии Академии наук СССР 1919-1956 гг. Указатель. М., 1962.
|