Новая версия сайта Перейти
Russian (CIS)English (United Kingdom)
ISSN 2223-165X

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
им. В.И. АБАЕВА — ФИЛИАЛ ФГБУН ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»

 

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ


Ф.М. Таказов ЦИКЛ СОСЛАНА В НАРТОВСКОМ ЭПОСЕ ОСЕТИН: СЮЖЕТНО-МОТИВНЫЙ СОСТАВ Печать

Статья посвящена одному из циклов нартовского эпоса осетин – циклу Сослана / Созырыко. Сюжетно-мотивный состав цикла Сослана разнообразен и многовариантен. Некоторые сюжеты можно считать типическими: рождение героя из камня, закалка, воспитание в подводном царстве, борьба с великанами, добывание жены, путешествие в загробный мир. Однако некоторые мотивы встречаются только в цикле Сослана. Так, например, закалку у небесного кузнеца Курдалагона проходят многие герои, однако только Сослан был закален в волчьем молоке. Основной нарративный материал в цикле Сослан отражает следующие мотивы и сюжеты: рождение Сослана из оплодотворенного или Уастырджи, или Сайнаг-алдаром, или пастухом камня на берегу реки; закалка Сослана в волчьем молоке; дары небожителей Сослану и нартам; Сослан спасает от гибели Урузмага; Сослан ищет сильнейшего; женитьба Сослана; Сослан терпит поражение и с его спины срезают полоску кожи; Сослан заставляет нартовских невесток сшить ему шубу из скальпов и усов убитых им мужей; Сослан захватывает крепость Гори / Хыз; Сослан отгоняет стада нартов на земли сыновей Тара, которых одолевает хитростью; Сослан притворяется мертвым, чтобы ввести в заблуждение врага; Сослан побывал в Царстве мертвых. В одних сюжетах Сослан выступает в роли культурного героя, в других – выполняет социальные функции (предводителя в походах), в третьих – отражаются инициационные мифы, в которых Сослан выступает в роли инициируемого.

Ключевые слова: Нартский эпос, мифология, сюжет, мотив, Сослан, инициации, культурный герой.

Одним из самых популярных героев в нартовском эпосе осетин по праву считается Сослан / Созырыко. В семитомном академическом издании нартовских сказаний осетин [1] тексты, в которых он выступает как главный герой, составили один том. Разделение нартовских сказаний осетин на циклы предложил В.И. Абаев, выделив 4 основных цикла [2, 152]. Цикл Сослана / Созырыко самый большой из них не только по объему нарративного материала, но и по богатству сюжетов и мотивов.

Особенность циклов заключается в их близости к эпической структуре. Цикл, составляя определенную часть эпического повествования, вместе с тем может претендовать на самостоятельный эпический нарратив. Как и в эпической традиции, так и в отдельном цикле (в данном случае в цикле Сослана) складывается определенная конфигурация и последовательность мотивов, принимающих участие в сложении фабул конкретных сюжетов, обеспечивая последовательность типических особенностей строения событийного ряда. Однако «повторение» структуры эпической традиции в цикле относится к внешней форме повествования, не затрагивая содержание мотивов и сюжетов.

Безусловно, сюжеты и мотивы в цикле Сослана могут иметь сходные сюжетные линии и в других циклах нартовского эпоса, а также в осетинских сказках. В то же время отдельные сюжетопорождающие мотивы и мифологемы более нигде не встречаются и выступают маркером эпического героя Сослана.

Вариативность имени героя – Сослан / Созырыко (Созырыхъо) — не предполагает какое-либо семантическое отклонение, тем более противопоставление в осетинских сказаниях о нартах, так как речь идет об одном и том же герое. Предпочтительность именования героя Сосланом в исследованиях осетинского эпоса продиктована лишь частотой употребления имени в текстах сказаний о нартах, но не тем обстоятельством, что у осетин, как утверждал Ж. Дюмезиль, «Созырыко имеет двойника, который менее знаменит в сказаниях» [3, 68]. Из 177 текстов, вошедших во второй том полного издания осетинских нартовских сказаний, в которых Сослан / Созырыко выступает в роли главного героя, вариант имени Сослан встречается 105 раз, тогда как Созырыко – 67 раз. В пяти текстах оба варианта имени встречаются одновременно. При этом в дигорских текстах имя Созырыко не встречается вообще [4, 2548].

Цикл Сослана начинается, как принято в эпической традиции, с повествования о рождении героя, при этом, несмотря на многовариантность данного сюжета, в котором экспозиция и завязка существенно отличаются в деталях, основной мотив рождения героя из камня сохраняется во всех вариантах: оплодотворение камня происходит при появлении Сатáны на берегу реки.

В одних вариантах оплодотворение камня при виде Сатáны, стирающей на противоположном берегу реки, производят Уастырджи [5, 75-80.] или Урузмаг [6, 223-228], в других – пастух

[5, 9-10], в третьих – Быцценов конюх [5, 19] или случайный спутник [5, 19-20], сын нарта Алага или Сосаг-алдар [5, 10-11] или великан (Уайуг) [5, 710]. В некоторых вариантах конюх перебрасывает через реку в сторону Сатáны оплодотворенный камень, а в других – некий пастух намеревается переплыть реку, но оплодотворяет зеленый камень, выступающий посередине реки.

Разнится в деталях и сам факт рождения Сослана. В одних вариантах при приближении срока камень начал испускать синее пламя, и из камня рождается раскаленный мальчик [7, 27-29], в других – Сатáна раскалывает камень и вынимает ребенка [8, 18] или просит других расколоть камень [5, 19-20]; в одном из вариантов Сатáна просит Курдалагона расколоть камень [5, 19-20].

Рождение из камня указывает на солнечное происхождение героя [2, 173]. Сослан рождается не просто из камня, а из камня сосдор (букв. ‘пемза-камень’). Пемза, помимо сосдор, у осетин-дигорцев зовется хори дор (букв. ‘солнечный камень’). Связь пемзы с солнцем могла произойти из-за свойства этого камня аккумулировать теплоту [4, 2549].

Однако сюжет о рождении из камня имеет более глубокий смысл, чем указание на солнечную сущность Сослана. Во всех вариантах указывается, что действие происходит возле реки. Исходя из того, что после своего рождения Сослан воспитывался в подводном царстве у Донбеттыров, упоминание реки не представляется случайным.

Вода в осетинской мифологии выступает маркером нижнего мира. Камень, Уастырджи, Сосаг-алдар и пастух маркируют верхний мир. Таким образом, рождение Сослана представляет собой мономиф, связанный с космогонией нартовского эпоса, маркируя архетип творения мира и символизируя Мировое древо.

Сослан воспитывался у Донбеттыров. Когда он подрос, стал выходить на берег, чтоб поиграть с нартовской молодежью. Молодежь выманивает его на берег, демонстративно брея голову Урузмага. Обривают голову и Сослану, после чего он уже не смог вернуться в подводное царство и остался с нартами [6, 258-264].

Данный сюжет тождествен мотиву выманивания Нарта Батраза [9, 6-7.] и Амрана Даредзанти [10, 345-347] из морской пучины.

Помимо неизменно повторяющегося сюжета о рождении Сослана из камня, значительное место в цикле занимают такие мотивы, как:

– Закалка Сослана в волчьем молоке. Основная фабула всех вариантов данного сюжета сводится к тому, что небесный кузнец Курдалагон закаляет Сослана в волчьем молоке, однако по вине Сирдона его колени остаются незакаленными [7, 27-29].

– Дары небожителей Сослану. По одним вариантам Нарты устроили пир в честь Сослана. На пир были приглашены небожители, от которых Сослан получил дары. Уастырджи подарил ему прославленного коня породы афсург, Фалвара и Тотур подарили ему домашний скот, Афсати – зверей, Уацилла – семена зерновых, Курдалагон – меч-фаринк, повелитель ветров Галагон пообещал охранять урожай нартов, а повелитель вод Донбеттыр разрешил нартам строить на его водах мельницы [11, 99-103]. По другим вариантам Сослан получил подарки от Бога за свои деяния [12, 254-264].

– Спасение Сосланом Урузмага. Род Бориата задумал убить Урузмага из рода Ахсартагката, для чего пригласил его на пир. Однако Сатáна узнала об этом и призвала Сослана. Сослан спас Урузмага, а дом Бората разрушил [13, 232-234].

– Сослан ищет сильнейшего. И на игрищах, и в танцах Сослан оказывался победителем среди нартовской молодежи. Он возомнил себя самым сильным среди нартов и решил найти за пределами нартовской земли сильнейшего. После долгих приключений Сослан убеждается, что всегда найдется кто-то сильнее сильнейшего [7, 51-59].

– Женитьба Сослана. По одним вариантам Сослан женится на Бедухе из рода Ахсартагката [14, 116-125], по другим – на Бедухе из рода Челахсартага [15, 28-30]. В одном из вариантов небожители Уастырджи и Уацилла помогают Сослану / Созырыко жениться на дочери Солнца [16, 89-90]. В другом варианте Сослан преследует девушку, обернувшуюся куницей [8, 20-22].

– Поражение Сослана, при котором с его спины срезают полоску кожи. Сослан / Созырыко проявляет свое коварство, однако терпит поражение от Кобор Гумского, которого хотел убить. Кобор Гумский вначале хотел лишить его за коварство правого глаза, но, пожалев, снял с его спины полоску кожи и дал ему напоследок напутствие: «Иди, Созырыко, и когда начнешь хвалить себя, вспомни и про меня» [5, 65-74].

– Как Сослан заставляет нартовских невесток сшить ему шубу из скальпов и усов убитых им мужей. Сослан выигрывает у сверстников то усы, то правый глаз. Мать одного из мальчиков натравливает Сослана на Елтагана, сына Куцыка [5, 75]. По другим вариантам Сослан решил из бород убитых им мужей сшить себе шубу. Сирдон подговаривает невесток натравить Сослана на Омара, сына Туха [17, 32]. В других вариантах красавица Агунда шьет из бород убитых Сосланом мужей шубу. Она натравливает его на великана Ацак-Мацак-Холонреха [18, 32-33]. В одном из вариантов Борафарнуг Бориати вместо калыма за свою дочь требует от Сослана принести бороду Ацак-Мацак-Холонреха для ободка своей шапки [5, 100-101]. Однако Сослан во всех случаях выходит победителем.

– Как Сослан захватывает крепость Гори. Фабула данного сюжета сводится к тому, что Сослан выигрывает спор с Челахсартагом, который обещал в случае своего проигрыша отдать за него свою дочь, однако не сдерживает обещания и прячется в своей крепости. Сослан собирает войско и захватывает крепость, убивает Челахсартага и приводит его дочь домой в качестве жены [19, 3-8]. В одном из вариантов Сослан заряжает себя в пушку, выстреливает в сторону крепости Гори и захватывает ее [5, 751].

– Как Сослан переносит маленького раненого героя через три (в некоторых случаях семь) препятствия, но Сирдон хитростью добивается того, что Сослан кладет раненого на землю. Сослан собирает войско для взятия крепости Гори / Хыз / Хузми и требует с каждой семьи выставить одного воина. У одного нартского пастуха был только один сын, и тот еще в колыбели. Видя, как отец переживает, что некому в его семье откликнуться на призыв Сослана идти войной, ребенок в колыбели откликается на призыв. Ребенок вызывается взять крепость и просит Сослана в случае его ранения перенести его через три (или семь) препятствия, не опуская его на землю. Однако Сирдон добивается того, что Сослан положил раненого на землю [19, 3-8].

– Как Сослан отгоняет стада Нартов на земли сыновей Тара, которых одолевает хитростью. Сирдон подговаривает нартов послать Сослана в земли сыновей Тара пасти нартовский скот [5, 259]. По другим вариантам во время жеребьевки Сирдон прячет метку Сослана между пальцами / в рукаве, затем делает вид, что жребий пал на Созырыко [20, 57-63]. А в одном из вариантов Сирдон соглашается пасти нартовский скот на землях Нокара, потребовав в качестве платы детей, рожденных у нартовских женщин за этот год, но вернувшийся Сослан прогоняет его [5, 313-314]. Надежды Сирдона, что Сослан погибнет от рук сыновей Тара, не оправдались. Сослан хитростью одолевает сыновей Тара – Мукара и Дибыца (по другим вариантам – великана Чернолесья / хозяина Аварии / Алмутака / Елтагана / Асак-Масак-рыжебородого / великана Архацауа, сына Бедзенага / великана Бызгуана).

– Как Сослан побеждает нартов в различных силовых играх. Сослан побеждает своих ровесников, отрезает им усы, выкалывает им глаза [5, 75]. По другим вариантам Сослан одерживает в играх победу над всеми и отрезает побежденным ухо [5, 444-445]. В некоторых вариантах Сослан нанимается на работу к армянину, просит за работу вместо платы три альчика, с помощью которых потом обыгрывает Нартов [5, 751-757].

– Как Сослан проиграл мальчику, вышедшему из Царства мертвых. В одном из вариантов Сослан уступает в играх мальчику, который вышел из Царства мертвых, чтоб помочь своему отцу-старику, а также проучить Сослана [5, 756-757].

– Как Сослан убил семерых сыновей Алымбега Ацаты. Сослан постоянно проигрывает семи сыновьям Алымбега Ацаты, из-за чего он убивает их [21, 181].

– Как Сослан победил на трехдневных играх трех Нартов [22, 47-84].

– Как Сослан выиграл шкуру черной лисы. Сослан выигрывает в одних вариантах шкуру черной лисы, в других – шкуру зайца, в третьих выигрывает спор с Сирдоном за обладание шкурой убитой ими косули [5, 422-433].

– Превращения Сослана. Ведьмы превращают Сослана то в девушку, то в кобылу, то в суку. У него родятся два жеребца, щенята и осленок. Сослану удается стать самим собой. Он мстит ведьмам, превращая их в ослиц [17, 24].

– Как Сослан на старости лет отправляется в грабительский поход (за скотом). По одним вариантам старый Сослан одолевает одноглазого великана и пригоняет его скот [5, 470-485]. По другим – Старый Созырыко просит сделать ему гроб и бросить в реку, попадает к царю Донбеттыров, хитростью вызывает войско Нартов и громит царство Донбеттыров [23, 89-90] либо отправляется на охоту, встречает человечка в один дюйм и вместе с ним угоняет табун Крым Шамхала [5, 488-489].

– Как Сослан вызволил Сатану из ада. Сослан отправляется в Царство мертвых, чтобы вызволить Сатану. По одной версии Барастур отпускает Сатану из Ада с Сосланом за то, что Сослан накормил голодного и спас ребенка

[8, 9-10]. По другим версиям Барастур ставит условие Сослану: сколько волос на его коне, столько кругов должен сделать до захода солнца вокруг Дзахан-махана, затем прыгнуть в Ад на коне и вытащить Сатану [5, 492-495]. В некоторых вариантах Сослан упрашивает Барастура отпустить Сатану, но тот отказывает [5, 495-507].

– Как Сослан побывал в Стране мертвых. Сослан попадает в Страну мертвых по-разному. По одним вариантам Сослан силой взламывает двери в Страну мертвых [11, 149-166]. По другим – он долго блуждает под покровом густого тумана и оказывается в Стране мертвых [5, 530-531]; Сослан во время охоты пошел по реке вниз, которая привела его в потусторонний мир [23, 65-67]. По одним версиям Сослан отправляется в Страну мертвых за листьями дерева «Аза» [5, 335-337]. А в других вариантах Сослан просит товарища убить его, отправляется в Царство мертвых, женится на дочери Барастура, у него рождается сын, затем товарищ оживляет его на муравьиной куче [5, 394-399]. Охотясь в темном ущелье, Сослан попадает в Страну мертвых, вначале в Ад, затем в Рай. Сослан в Стране мертвых встречает всякие чудеса, которые расшифровывает умершая жена [5, 527-578]. Сослан возвращается из Страны мертвых разными путями: то вырывается силой на землю, то ангелочки, кружась над Сосланом, подняли ветер, который вынес его из Страны мертвых, то прибивает подковы своему коню задом наперед, обманув таким образом жителей Страны мертвых, и возвращается на землю, то спасает птенцов орла, который в благодарность выносит его на своей спине на землю [5, 527-549].

– Как Сослан убил семерых сыновей Сирдона. Сослан убил семерых сыновей Сирдона, которых Сирдон поставил мишенью [5, 553-686].

– Смерть Сослана от колеса Балсага / Ойнона. Сирдон натравливает на Сослана колесо Балсага / Ойнона. Колесо Ойнона перерезает ноги двенадцати товарищам Сослана, затем ему самому. В некоторых вариантах Колесо Барсага / Солнце / Семь зэдов / Три брата-небожителя мстят Сослану за оскорбление, нанесенное дочери Солнца. В результате конфликта Сослан лишается ног [5, 599-671].

Нарт Сослан, представляющий архетип Солнца, выступает в роли культурного героя, а также выполняет социальные функции (предводителя в походах). Кроме того, широко распространены инициационные мифы, в которых Сослан выступает в роли инициируемого.

Одни персонажи изображаются как небожители, что позволяет определенно отнести их к верхнему миру. Другие, в антропоморфном виде, предстают как культурные герои. Первоначальный же их образ порой можно вычленить по отдельным признакам их характера, деяний или необычного рождения.

Круг основных деяний первопредка связан с миростроением, созданием современного облика мира, добыванием для людей природных и культурных благ. Эти черты переходят затем к герою архаического эпоса. Этот герой, подобно первопредку, предстает либо добытчиком культурных благ, либо получает их в подарок (нарт Сослан получает дары от дуагов – благих богов, и эти дары достаются всему нартскому народу [24, 77-81]), он раздает имена и судьбу всему живому и неживому [25, 62-63]. К архетипу первопредка следует отнести и героя-полубога, отличительной чертой которого является его неуязвимость или необычное рождение. Таким архетипом, несомненно, является и образ Сослана (рожден из камня, уязвимы только колени). Возвращение героя из иного мира – мира мертвых, в определенной степени символизирует вернувшегося предка. Таким образом, Сослан, вернувшийся из Царства мертвых, представляет по своей архаичной семантике архетип первопредка.

Сослан в результате бытовой конкретизации вместо культурного героя, похищающего огонь, выступает в роли пастуха, перекочевавшего со стадами в теплые края, охраняемые великанами. Сослан становится нартским благодетелем, в нем проступают прометеевские, героические черты [26, 114-132].

Различные фазы солнечного цикла отражаются в противостоянии Сослана и Колеса Балсага / Ойнона, подробно рассмотренное Дюмезилем [3, 68–76]. Но в отличие от сюжета борьбы Сослана с Сайнаг-алдаром конфликт Сослана с Колесом Балсага отражает годовой цикл. Колесо Балсага перед схваткой с Сосланом убивает его 12 товарищей, олицетворяющих 12 месяцев. Таким образом, завершается годовой цикл, и смерть Сослана неизбежна.

Сослан как солярный герой выступает в эпосе и как Ось Мира, подобно Солнцу и Уастырджи. Он проникает во все три сферы, в то время как ни один смертный не может проникнуть в Царство мертвых и вернуться оттуда [5, 514 – 578]. Его атрибуты, как у скандинавского Одина, – волк и ворон. Когда колесо Руймона / Балсага отрезало ноги Сослану, именно волк и ворон выражают ему сочувствие и отказываются попробовать его мясо [5, 640-641]. И недаром он навешивает на своего коня шкуру волка.

В сюжете «Сослан в царстве мертвых» представлена вся символика трех миров и Оси мира [5, 546‑547]. В нем маркируются все три мира, причем дополняющими друг друга символами: Мировое Древо, растущее в Царстве мертвых, т.е. корнями уходящее в нижний мир, орлиное гнездо на верхушке – маркер верхнего мира, человек (Сослан), карабкающийся по стволу между корнями и верхушкой, – средний мир.

В одном из нартовских сюжетов орел унес нарта Сослана на высокую гору, оставил его там, а сам полетел за туром, которого убил Сослан. Оставшись один, Сослан стал думать, как одолеть орла. В гнезде оказалось много добра. Сослан нашел оружие и приготовился к встрече с орлом. Убив орла, Сослан не знал, как спуститься с высокой скалы. Тогда он отрезал крылья орла, привязал их к рукам и, взмахивая ими подобно орлу, спустился на землю [5, 427]. Победа нарта Сослана над орлом и отрубания его крыльев перекликается с мотивом отламывания крыльев в древнемесопотамском эпосе, где священного львиноголового орла Анзу должны одолеть сражающиеся с ним боги [27, 258].

Таким образом, Сослан, имея божественную природу, являясь в эпических сказаниях о Нартах антропоморфным образом Солнца, одновременно составляет бинарную оппозицию: культурный герой – природная стихия, выразителем которой является великан. Многие мотивы и сюжеты в цикле Сослан отражают инициационные мифы. Основными признаками инициаций выступают мотивы необычного рождения, освобождения попавших в беду старших нартов, превращения в женщину / животного, отправления в потусторонний мир, символической смерти. Кроме того, во многих сюжетах цикла Сослан проникает во все три сферы, выступая в эпосе как маркер Оси мира, подобно Солнцу и Уастырджи.

______________________________________________________
1. Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. В 7-ми тт. / Сост. Т.А. Хамицаева. Владикавказ, 2003–2005, 2007, 2010–2012. (на осет. яз.).
2. Абаев В.И. Избранные труды: религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
3. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
4. Таказов Ф.М. Архетип Солнца в осетинской мифологии // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (ч. 11). С. 2548-2552.
5. Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. Владикавказ, 2004. Кн. 2. (на осет. яз.).
6. Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. Владикавказ, 2011. Кн. 6. (на осет. яз.).
7. Научный Архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (НА СОИГСИ). Ф. 30-10. Оп. 1. Д. 73.
8. Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. Владикавказ, 2005. Кн. 3. (на осет. яз.).
9. Осетинское народное творчество / Сост. З.М. Салагаева. Владикавказ:, 2007. Т. 1. (на осет. яз.).
10. НА СОИГСИ. Ф. 166. Оп. 1. Д. 52.
11. НА СОИГСИ. Ф. 152. Оп. 1. Д. 43.
12. НА СОИГСИ. Ф. 351. Оп. 1. Д. 145.
13. НА СОИГСИ. Ф. 30. Оп. 1. Д. 10.
14. НА СОИГСИ. Ф. 19. Оп. 1. Д. 202.
15. НА СОИГСИ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 61.
16. НА СОИГСИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 4.
17. НА СОИГСИ. Ф. 345. Оп. 1. Д. 133 (III).
18. СОИГСИ. Ф. Дзагурова Г. Оп. 1. Д. 38.
19. НА СОИГСИ. Ф. 47(3). Оп. 1. Д. 76.
20. НА СОИГСИ. Ф. 350. Оп. 1. Д. 145.
21. Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. Владикавказ, 2010. Кн. 5. (на осет. яз.).
22. НА СОИГСИ. Ф. 385(3). Оп. 1. Д. 142.
23. НА СОИГСИ. Ф. 56. Оп. 1. Д. 23(IX).
24. Сказания о нартах / Пер. Ю. Либединского. Владикавказ, 2000.
25. Баркова А.Л. Отличительные черты архаических героев в эпических традициях различных народов // Актуальные проблемы языкознания и литературоведения. М., 1994. C. 62–63.
26. Мелетинский Е.М. Предки Прометея (культурный герой в мифе и эпосе) // Вестник истории мировой культуры. 1958. № 3(9). С. 114-132.
27. Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2.