З. В. Канукова РЕЦЕНЗИЯ НА: ГАРСАЕВ Л.М. ОДЕЖДА ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ ХIХ — НАЧАЛА ХХ В.» САРАТОВ: САРАТОВСКИЙ ИСТОЧНИК, 2009. — 289 С. |
![]() |
В условиях поликультурных обществ понимание иных культур, их языков и способов самовыражения становится важнейшим условием формирования толерантности. Современная кавказская реальность остро актуализирует проблему диалогических культурных контактов. Не толерантных (уважительных и терпимых), а теплых и дружеских, основанных на тесных экономических, политических, профессиональных, культурных и родственных связях. Из орбиты такого межэтнического взаимодействия выпали целые поколения, они сегодня этнографически не знакомы друг с другом. Картина мира, характерная для традиционной культуры, транслируется самыми разнообразными способами, в том числе посредством народной одежды, которая относится к числу наиболее массовых и близких человеку элементов культуры жизнеобеспечения. Символическая система костюма отражает миропонимание этноса, позволяет сохранить живую связь между поколениями и визуально представляет носителя другой культуры. Если в недавнем прошлом народный костюм ассоциировался, главным образом, с фольклорными праздниками и концертами народных коллективов, то в настоящее время он становится объектом пристального внимания как важная часть возрождающейся народной культуры. Будучи одним из самых ярких элементов этнического своеобразия, одежда интересна как с точки зрения описания и систематизации материала, так и выявления ее генезиса и семантики. Монография чеченского ученого Гарсаева Лечия Магомедовича «Одежда чеченцев и ингушей XIX — начала XX в.», вышедшая в свет в конце 2009 года, посвящена национальной одежде вайнахов, ее истории, формам существования и эволюции. Исследование включено в широкий контекст хозяйственно-экономического и этнокультурного развития северокавказского региона и, прежде всего, отражает ценностные культурные ориентации, принятые и разделяемые вайнахскими обществами. Автор ставит перед собой интересные исследовательские задачи, которые сводятся к комплексному обобщению археологических, этнографических и исторических источников, характеристике технологических процессов, связанных с производством тканей и изготовлением одежды и обуви, социальных функций народного костюма. В совокупности такая программа исследования позволяет рассматривать вайнахский костюм как культурную форму, отражающую его утилитарные и символические функции, а также культурные связи с соседними народами Северного Кавказа. Структура монографии логична, хорошо конструирует объект исследования и вполне соответствует поставленным задачам. Книга состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка и приложения, содержащего списки сокращений, информаторов, альбом с фотографиями и иллюстрациями по всем элементам одежды чеченцев и ингушей. Автор предваряет свое исследование кратким, но интересным очерком, как нельзя лучше характеризующим историко-культурную среду, в которой проходило формирование традиционной системы жизнеобеспечения, в том числе народной одежды. В первой главе «Историография вопроса» Л.М. Гарсаев анализирует этнографические, исторические и археологические исследования, специально или фрагментарно затрагивающие вопросы, связанные с национальной одеждой. Историографический обзор включает работы дореволюционного, советского и современного периодов, посвященные не только вайнахской традиционной культуре, но и этнографические исследования по культуре жизнеобеспечения других народов Северного Кавказа. Следует отметить, что ученый акцентирует внимание и на лингвистических данных, удачно дополняющих исследование. Во второй главе «Технология изготовления одежды чеченцев и ингушей» обстоятельно рассматриваются материалы, употреблявшиеся для изготовления одежды. Особое внимание сосредоточено на домашнем производстве тканей, в первую очередь шерсти, обработка которой проходила во время своеобразных «помочей». Исследователь отмечает, что население вело обработку льна, разводило шелковичных червей, изготовляло одежду из камыша. Описывается также обработка шкур, выделка кож, используемых как для пошива зимней одежды, так и для изготовления обуви. Рассматривая технологический процесс, автор не упускает из виду его социокультурную составляющую и выявляет коммуникационную функцию «помочей» как формы проведения досуга, общения молодежи. Отмечается, что в исследуемый период для шитья одежды использовали не только ткани домашнего и кустарного производства, но и фабричные материалы, которые входили в обиход состоятельной части населения, а впоследствии распространялись и на более демократичные слои. Автором обстоятельно описываются способы кройки и шитья одежды, приводятся естественные меры длины, используемые при шитье одежды, благопожелания портнихи хозяйке одежды в зависимости от ее возраста и семейного положения, всевозможные обычаи и поверья, связанные с кройкой и шитьем. Впечатляет скрупулезность, с которой Л.М. Гарсаев описывает мельчайшие детали, сопровождавшие процесс изготовления одежды. Как выяснилось после знакомства с Лечием Магомедовичем, он вырос в семье, где шили традиционную одежду, и не только наблюдал за процессом, но и принимал в нем личное участие. В третьей главе «Виды мужской одежды», основной по содержанию и объему, рассматривается весь комплекс мужской одежды — нательная, плечевая, верхняя, ритуальная, сезонная, головные уборы и прически, обувь. Все виды одежды, обуви и украшений систематизированы по возрасту, социальному положению. Особый интерес вызывают разделы, в которых проведен этнолингвистический анализ наименований различных видов мужской одежды и оружия и рассмотрены этнонимы, связанные с воинской культурой. Заслуживает быть отмеченным широкое привлечение сравнительного материала с одеждой соседних народов Кавказа. В качестве основы мужской одежды вайнахов автор выделяет туникообразную рубаху, штаны, бешмет, черкеску с украшениями, овчинные шубы, бурки, овчинные или каракулевые шапки (папахи), тюбетейки (пиес) и башлык, кожаную и войлочную обувь, вязаные чулки и носки. Со знанием дела описана манера их ношения, традиции и предания, связанные с народным костюмом. Л.М. Гарсаев приходит к правильному выводу, что чеченская мужская одежда относится к «общекавказскому типу», но при этом фиксирует локальные варианты местной культуры, объясняя их межэтническими взаимовлияниями народов региона. Таким образом, костюм рассматривается не только как явление материальной и духовной культуры, но и как социальный акт, устанавливающий многообразные связи в рамках той действительности, отражением которой он служит. В четвертой главе «Виды женской одежды» рассматривается женская, детская одежда, головные уборы и прически. Здесь приведен обширный лингвистический материал по названиям различных видов одежды у вайнахских народов в сравнении с их аналогами и вариантами других народов Кавказа. Эта глава разбита на семь разделов: 1 — нижняя и верхняя одежда, 2 — прически и головные уборы, 3 — обувь и носки, 4 — украшения, 5 — детская одежда, 6 — обрядовая одежда, 7 — траурная одежда. Надо отметить, что такие структуры повседневности, как прически и головные уборы, детская и обрядовая одежда не становились объектом самостоятельного исследования. Что касается одежды кистинок, следует заметить, что информация о ней содержалась в основном в грузинской историографии, на грузинском языке. Л.М. Гарсаев максимально ввел этот материал в научный оборот. Весьма детально описана материальная культура детства. Предметы детской одежды и связанные с ней обряды и поверья, охранительная магия в совокупности дают представление о детской культуре, о детской традиции и особенностях процесса социализации. В пятой главе «Мужская и женская обувь» рассматриваются носки, чулки, виды местной кожаной и войлочной обуви, привозная обувь, ноговицы. Приводится обширный лингвистический материал, существенно дополняющий представления об одежде чеченцев, ингушей и кистинцев. Несомненным достоинством монографии Л.М. Гарсаева является ее солидная источниковая база, представленная полевыми материалами, собиравшимися автором в течение 1975–1990 гг. в горах и на плоскости Чечено-Ингушетии, Дагестана, Грузии а также в районах компактного проживания этнических групп вайнахов в Турции и Иордании. Кроме того, автор обстоятельно изучил архивы письменных, материальных и фото-фондов Чечено-Ингушского государственного объединенного музея, а также краеведческих музеев Северной Осетии и Дагестана, где отложены коллекции одежды, выкройки, фотографии. Важным источником стали старинная одежда, хранящаяся в частных коллекциях, а также письменные исторические и археологические сведения. Высокий источниковедческий потенциал указанных источников позволил автору подробно описать комплекс мужской и женской одежды, ее виды и множество деталей, которые остались без внимания предшествующих исследователей. В ходе проведенного исследования определено смысловое значение костюма как знака, определяющего область исторической реальности, которую он обозначает: половозрастную, имущественную, социальную дифференциацию, религиозную, этническую, региональную принадлежность в различных этнокультурных системах средневекового Северного Кавказа. Л.М. Гарсаеву удалось комплексное и всестороннее исследование мужского, женского и детского костюма каждого из вайнахских народов, определение места национальной одежды в типологической классификации костюмов народов Кавказского региона в целом и установление различий между костюмами чеченцев и ингушей. Автор впервые изучает народный костюм вайнахов как источник характеристики народной ментальности в динамике его форм, вызванной как изменением социально-экономических условий жизни этих народов, так и характером общения с соседними народами Северного Кавказа. Вполне логичными и заслуживающими внимания представляются выводы автора об общих закономерностях и специфических особенностях чеченской и ингушской одежды. Таким образом, проведено междисциплинарное монографическое исследование мужской, женской и детской одежды вайнахов, объединившее все известные данные этнологии, археологии, истории и лингвистике. Несомненно, книга Л.М. Гарсаева повлечет за собой новые исследования национальной одежды других народов региона; она может служить источником для проведения историко-сопоставительных изысканий. Рецензируемая монография актуальна не только в теоретическом, но и в практическом применении. Сведения о традиционной одежде уже получили широкое применение в соответствующих отраслях местной промышленности Чеченской Республики при изготовлении современных национальных костюмов, особенно женского праздничного платья — ГIабали. Отмечая удивительную скрупулезность и безупречную обстоятельность исследования, следует подчеркнуть, что его дальнейшие перспективы могут быть связаны с комплексным культурно-историческим исследованием костюма как текста, обладающего собственной семантикой и функционирующего в культурном пространстве этноса, как элемента культуры, отражающего структуру и цветовой код мифопоэтической модели мира вайнахов. Появление монографии чеченского ученого Л.М. Гарсаева — заметное событие в современном этнографическом кавказоведении, примечательное не только как библиографический факт, но и как результат возрождения мирной жизни и восстановления научной традиции в Чеченской Республике, что стало возможным благодаря воссозданию научной инфраструктуры — Академии наук Чеченской республики и Комплексного научно-исследовательского института Российской академии наук.
|