Новая версия сайта Перейти
Russian (CIS)English (United Kingdom)
ISSN 2223-165X

V.I. ABAEV NORTH-OSSETIAN INSTITUTE FOR HUMANITARIAN AND SOCIAL STUDIES

OF VLADIKAVKAZ SCIENCE CENTRE OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCE

AND THE GOVERNMENT OF NORTH OSSETIA-ALANIA

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ


Е. Р. Габоева К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ СВЯТЫХ ЖЕН МИРОНОСИЦ В СЕЛЕНИИ ХИДИКУ С СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ Print

Церковь Святых жен Мироносиц в селении Хидикус Куртатинского (Фиаг­донского) ущелья стала широко извест­на сравнительно недавно, со времени ее восстановления в 2004 г. силами новооснованного Аланского Свято-Успен­ского мужского монастыря. Многие жители Осетии хорошо помнят стояв­шее до того момента в руинах здание на берегу реки Фиагдон у въезда в селение с северо-восточной стороны в непо­средственной близости от моста. Возро­жденный хидикусский храм, как и сам монастырь, за короткое время стали ме­стом паломничества православных ве­рующих не только из Осетии, но со все­го Юга России, что сделало актуальным и уточнение даты его постройки. Ныне действующий храм порой соотносят по времени строительства с упоминаемой в литературе церковью Святых жен Мироносиц, построенной в 1858 г. [1, 197]. Однако с этим трудно согласиться, учитывая архитектурный облик здания, являющего пример поздней культовой постройки, решенной в духе псевдо-ви­зантийской архитектуры.

Новый этап христианизации Осе­тии, начавшийся во второй половине XIX века, повлек за собой и активное храмовое строительство, в том числе и в горной ее полосе. Не составило исклю­чения и Куртатинское (Фиагдонское) ущелье. Как следует из прошения пра­порщика Бадека и юнкера Гисо Гусовых на имя командующего войсками Тер­ской области генерал-лейтенанта кня­зя Д. И. Святополк-Мирского, в 1857 г. последовало распоряжение «духовного начальства о построении для нашего аула Хидикус православной церкви» [2, 17]. Из прошения видно, что по прось­бе приехавших в с. Хидикус для выбора места под строительство храма благо­чинного священника Алексия (Аксо) Колиева и секретаря Осетинской Ду­ховной комиссии Пурцеладзе Гусовы уступили тогда часть своей земли – уча­сток в 117 квадратных саженей (при­мерно 532 кв.м или, проще говоря, пять соток). Согласно сведениям, представ­ленным Управляющим Осетинскими приходами архимандритом Иосифом (Чепиговским) на имя Начальника Вла­дикавказского округа, церковь в Хиди­кусе строил по подряду грек Констан­тин Иоров. Для освидетельствования вновь построенных церквей, в числе которых была и Хидикусская, в марте 1859 г. были командированы гарнизон­ный инженер прапорщик Иванов сов­местно с благочинным А. Колиевым [3, 5, 6, 9, 9об.].

Дата постройки храма в числе дру­гих сведений по Хидикусскому приходу приводится в Отчете Общества восста­новления православного христианства на Кавказе за 1888 год: «Число дымов 619, мужчин – 1412, женщин – 1866. Ка­менная церковь построена в 1858 году во имя жен Мироносиц, утварью до­статочна. Священник Иосиф Анто­ношвили, служит с 1887 г., причетник Готадзе» [4, 151‑152]. В ходе полевой работы удалось установить место ее расположения. На участке земли, ныне принадлежащем Сослану Созрыкоеви­чу Цагараеву и непосредственно при­мыкающему к его дому, сохранились следы от фундамента старой церкви. Неподалеку С. С. Цагараев указывает место, где, якобы, имеется захоронение некоего священника [5].

К моменту прекращения в 1860 г. деятельности Осетинской Духовной Комиссии в Осетии насчитывалось 87 храмов. Храмы, построенные в этот пе­риод, представляли собой невысокие (до 3‑х метров) помещения, стены ко­торых выкладывались из камня насухо, без применения вяжущих растворов, сверху покрывались земляной крышей. В большинстве случаев скромные церкви в высокогорье строились без техни­ческого надзора специалистов с много­численными нарушениями. Вмещали такие храмы всего 25‑30 прихожан. Уже в 1864 г. выяснилось, что ряд церквей, построенных Осетинской духовной комиссией, пришли в аварийное состо­яние и нуждаются в восстановлении [6, 108]. В полной мере это можно от­нести и к Хидикусской Мироносицкой церкви.

Созданное в 1860 г. Общество вос­становления православного христиан­ства на Кавказе, обеспокоенное пла­чевным положением храмов в Осетии, организовало сбор церковной утвари, колоколов, а самое главное, средств на постройку новых церквей. Эти меры, несомненно, способствовали дальней­шему развитию храмового строитель­ства в Осетии.

В 1891 г. во время поездки начальни­ка Терской Области и Наказного Атама­на С. В. Каханова по Владикавказскому округу жители Хидикусского общества обратились к нему с просьбой об от­крытии у них школы и об отпуске по­собия Общества распространения пра­вославного христианства на Кавказе на постройку новой церкви [7, 14].

В декабре 1893 г. проект и смета на постройку церкви были представлены во Владикавказскую Духовную Кон­систорию [8, 13]. Строительство хра­ма решено было начать в 1894 г. Тогда же для этой цели местными жителями было собрано 600 рублей [9, 78]. Через четыре года, в декабре 1897‑го, жители Хидикусского общества на обществен­ном сходе составили Приговор, согла­сно которому окончательно решили устроить церковь по проекту, пред­ставленному в Духовную Консисторию ранее. В связи с этим сход просил Си­нод отпустить необходимую для этого сумму в дополнение к ранее собран­ным средствам в количестве 772 рублей 97 копеек, хранившимся в Сберегатель­ной кассе Владикавказского отделения Государственного банка [10, 13]. Оче­видно, что строительство нового хра­ма задерживалось ввиду недостатка средств, но, несмотря на это, отказы­ваться от проекта в пользу более про­стой малозатратной церкви, как это произошло в 1850‑х гг., местные жите­ли не пожелали. Потому‑то ровно через четыре года вновь был поднят вопрос о том, по какому же проекту возводить новый храм.

Показательно, что в том же 1897 г. силами жителей в Хидикусе было по­строено и оснащено всем необходимым здание церковно-приходской школы [8, 19]. Отметим, что на тот момент бли­жайшая к Хидикусу школа находилась в с. Даллагкау (Даллагкауский приход) [7, 3]. Еще в мае 1896 г. на сходе жите­лей Хидикусского прихода многие из наиболее уважаемых старейшин – Петр Гусов, Тимофей Гусов, Мисирби Гутиев, Тотырбек Марзаганов и др. – выска­зались за скорейшее открытие школы. Строительство школы началось уже в августе 1896 г. Не дожидаясь его завер­шения, псаломщик Михаил Кулаев с разрешения Епархиального начальства стал собирать детей для обучения гра­моте: вначале у себя на квартире, затем для этих целей было снято помещение. Всего было принято 52 ученика [7, 1, 2, 11]. Судя по рапорту М. Кулаева, шко­ла грамоты в Хидикусе была открыта 25 сентября 1896 г. [11, 1].

Еще во время строительства здания школы между жителями и администра­цией Владикавказского округа разго­релся спор относительно того, какого типа должна быть новая школа – ми­нистерская (ведомства Министерства просвещения) или церковно-приход­ская. Понадобилось даже провести спе­циальное расследование. Точка в спо­ре была поставлена в сентябре 1897 г. Официальная формулировка гласила, что учитывая некоторые затраты, сде­ланные Епархиальным училищным Советом на устройство церковно-при­ходской школы (речь шла о приобрете­нии учебных пособий), а также то, что Хидикусское общество не в состоянии содержать две школы, «в обществе этом должна быть открыта церковно-при­ходская школа». Кроме того, начальник Терской Области рекомендовал Дирек­тору народных училищ в Терской об­ласти «обратить больше внимания на селения магометанские, где не могут быть открываемы церковно-приход­ские школы», а исключительно школы ведомства Министерства просвеще­ния [7, 23, 24]. Преодолев разногла­сия, хидикусцы успешно завершили строительство здания школы и 19 но­ября 1897 г состоялось его освящение отцом Иосифом Антоношвили [8, 19]. Участок, на котором была построена школа, ныне находится в ограде церкви Святых жен Мироносиц Аланского Свято-Успенского мужского монасты­ря. Хорошо просматриваются контуры стен, сохранился и школьный сад [5].

В августе 1898 г. вопрос о строитель­стве церкви в Хидикусе получил новый импульс. Владикавказская Духовная Консистория передала на рассмотрение и утверждение в Областное Строитель­ное отделение «Проект каменной пра­вославной церкви, предполагаемой к постройке в селении Хидикусском 1‑го участка Владикавказского округа». 26 октября 1898 г. проект был утвержден начальником Терской Области и Наказ­ным Атаманом Терского казачьего вой­ска генерал-лейтенантом С. В. Кахано­вым. В проект, снятый из альбома церквей, изданного Святейшим Синодом, техником В. Алексеевым были внесены изменения, в частности, видоизменена верхняя часть западного притвора для помещения хора [12, 66‑70].

После этого в вопросе о строи­тельстве церкви наступает «затишье», объяснимое как недостатком средств (лишь в 1903 г. Святейший Синод вы­делил обещанные 200 рублей), так, в большей степени, тем обстоятельст­вом, что жители прихода никак не мо­гли достичь взаимного соглашения относительно места постройки. Судя по имеющимся в нашем распоряжении документам, не позднее начала 1904 г. хидикусцы предложили определенное место для постройки новой церкви, но жители четырех отселков: Лац, Цмити, Кадат и Урыкау – через своих доверен­ных по постройке храма выразили не­согласие с их решением и направили прошение на имя Епископа Владикав­казского и Моздокского Владимира. В прошении указывалось на неудоб­ство предлагаемого хидикусцами ме­ста (вблизи пахотного поля, близко от места, где бывают осыпи и пр.). Пред­лагалось «произвести постройку церкви в местечке Уры-фаз, где находится отселок Урыкау в центре упомянутых выше отселков, находящиеся недалеко от общественных кладбищей селения Хидикус». Авторы прошения указы­вали, что предлагаемый ими самими участок более удобен во всех отноше­ниях, «имеет около трех десятин земли, где можно построить дом для причта и школу, развести сад и проч., а на месте, предлагаемом жителями отселка Хиди­кус, едва ли может поместиться одна церковь» [13, 21].

Для того чтобы разобраться в сло­жившейся ситуации, в Хидикус был направлен наблюдатель церковно-при­ходских школ Северной Осетии А. Код­заев. В его рапорте на имя Председате­ля Ардонского Отделения Владикав­казского Епархиального Училищного Совета Архимандрита Никодима от 11 мая 1904 г. содержатся весьма ценные сведения. Так, выяснилось, что покупка земли под строительство уже обошлась жителям в 120 рублей. Для крестных ходов и прокладки дороги от церкви к общей дороге необходима была, по мнению А. Кодзаева, еще покупка зем­ли стоимостью около 400‑500 рублей. «Такая высокая цена предъявляется ввиду того, что эти земли, где желают строиться хидикуссцы, принадлежат цмитинцам. Кроме того, настоящее место находится под самой горой и не безопасно на случай даже небольших завалов». Одобрив место, указанное отселками Лац, Цмити, Кадат и Урыкау, А. Кодзаев предложил перенести сюда и причтовый дом, состояние которо­го уже было плачевным, и Лацинскую школу, нуждавшуюся в ремонте. Тем самым, был бы централизован обшир­ный приход и, одновременно, органи­зована школа для четырех отселков.

А. Кодзаев указал на одну из глав­ных причин, по которой хидикуссцы «не желают постройки в Уры-фаз»: бо­язнь лишиться школы, добавив, что школа «ни в каком случае не может быть унесена из Хидикуса» [13, 18‑20]. Соображения А. Кодзаева были пред­ставлены на рассмотрение Епископу Владикавказскому и Моздокскому Вла­димиру. Особо подчеркивалось, что от его решения зависит, приступят ли жи­тели селения Лац к перестройке школы или будут ожидать ее переноса к месту постройки церкви в местность Уры-фаз. Судя по документам, жители Лаца все‑таки приступили к перестройке школы. В результате в Лаце была вы­строена часовня-школа [14, 4]. Нача­ло строительства церкви в Хидикусе вновь было отложено.

Дело возобновилось в 1905‑1906 гг., уже при Епископе Гедеоне. Вопрос «утяжелился» в силу того, что и храм в Хидикусе, и причтовый дом к тому времени пришли в полную непригод­ность. Об этом свидетельствуют мно­гочисленные прошения священника Хидикусского прихода о. Давида Джа­нуева, а также рапорты Благочинного священника церквей 12 округа о. Алек­сандра Цаголова [15, 3‑11]. Все это вре­мя жители Хидикусского прихода ни­как не могли договориться по поводу места под постройку будущего храма. Часть жителей и вовсе стала высказы­ваться за ремонт старого храма. Все по­пытки привести жителей Хидикусского прихода к единому мнению оказались безуспешными, ввиду чего начальник 1‑го участка Владикавказского округа в 1905 г. дважды просил Консисторию для разрешения вопроса командиро­вать в Хидикус инженера и депутата с духовной стороны.

Весной 1906 г. командированный на место епархиальный архитектор инженер Ф. А. Ковалев, осмотрев все предлагаемые участки и изучив вопрос о возможности ремонта Хидикусской «церкви старинного типа», сделал аргу­ментированное заключение как о недо­статках предлагаемых участков, так и о бесперспективности ремонта старой церкви. Ф. А. Ковалев предложил под строительство новый обширный участок, «где ныне помещается школьное здание, к коему прилегает место суще­ствующей церкви. Это место свободно может быть увеличено пустопорожнею общественной землей; здесь хватит места и для других общественных по­строек и сада; против этого места через речку находится и сельское правление; грунт крепкий, надежный». Священ­ник Дагомо-Архонского прихода Нико­лай Итониев, назначенный депутатом с духовной стороны, с заключением Ф. А. Ковалева согласился [9, 78].

Выбранный участок (совершенно очевидно, что это и есть место ныне действующего храма. – Е. Г.) действи­тельно был весьма удобным, изоли­рованным от хозяйственных постро­ек и жилых помещений, чего нельзя было сказать о месте старой церкви, со всех сторон окруженной хозяйствен­ными постройками жителей. Дорога из Владикавказа в Хидикус и, далее, в Харисджин, проходила в тот период, вероятнее всего, по мосту через речку Царитдон – правый приток Фиагдона, затем поверху через само село, а не там, где проходит ныне (то есть непосредст­венно возле храма) [16, 136]. Сразу же после поездки Ф. А. Ковалева в Хиди­кус в Духовную Консисторию поступи­ло прошение доверенных по постройке церкви в Хидикусском приходе Гасо Та­учелова, Хатахцко Тебиева и Алексан­дра (Асламурза) Каргиева, в котором они настойчиво просили разрешить им строить церковь все же в Урифаз. По их мнению, место, выбранное Ф. А. Кова­левым, «неудобно как для всех отсел­ков, так и для Хидикуса» [9, 79].

Как один из вариантов разрешения противоречий в Терском Областном правлении рассматривалась даже воз­можность строительства сразу двух церквей – одной для Хидикуса, другой – для остальных отселков, но поддержки это предложение не получило. Дошло до того, что Епископ Владикавказский и Моздокский Гедеон вынужден был обратиться на имя тогдашнего генерал-губернатора Терской Области А. М. Ко­любакина с просьбой принять меры «к побуждению жителей Хидикусского прихода 1‑го участка Владикавказского округа к составлению ими приговора о выборе места под постройку церкви со­гласно заключению инженера Ковалева и тем самым прекратить споры» [9, 79].

Тем не менее, в октябре 1906 г. на­чальник 1‑го участка Владикавказско­го округа в рапорте на имя начальника Владикавказского округа констати­ровал: «Несмотря на все мое старание привести жителей Хидикусского обще­ства к обоюдному согласию относитель­но выбора места под постройку церкви, я ничего не могу сделать». Жители трех селений (Цмити, Кадат и Урыкау) «ни за что не соглашаются на постройку церкви на выбранном месте, заявляя, что они в местности Урикау построят свою церковь». В связи с чем необходимо, по мнению автора рапорта, вернуть жи­телям этих селений добровольно вне­сенные ими средства, тем самым устра­нив их от участия в деле строительства церкви в Хидикусе [9, 80].

В апреле 1907 г. в Терское Областное правление поступил рапорт, в котором начальник Владикавказского округа Терской Области предложил компро­миссный вариант: отремонтировать старую церковь в Хидикусе, причтовый дом перенести сверху вниз, на участок, где расположена школа. «К полянке у речки, где расположена школа и где бу­дет построен причтовый дом, может быть сделана терраса и разведен са­дик… В местности Урифас для обслу­живания прихожан отселков Урикау, Цимити, Кадат построить церковь». Администрация округа, измотанная неутихавшими уже который год спора­ми и разногласиями по вопросу стро­ительства церкви, считала, что при та­ком решении вопроса будут устранены трудности посещения храма жителями трех селений и «будет поддержана свя­тость очень старой Хидикусской церкви…» [9, 82‑83]. Как видим, дабы убедить областное начальство поддержать пред­ложенный выход из спорной ситуации, понадобилось даже «удревнить» храм с не очень долгой к тому времени исто­рией, насчитывавшей всего 49 лет. Тем не менее, компромисс достигнут не был1.

Подход областного начальства был прагматичным, ситуация там расцени­валась по‑иному: «От старой церкви в Хидикусе остались одни стены, т.е. на­иболее дешевая часть постройки, так как камня на месте сколько угодно, вот плотничныя работы и штукатурные бу­дут стоить дорого; неимение достаточ­ной площади около этой церкви хотя бы и при условии перенесения причто­вого дома также составляет неблаго­приятное условие; наконец, сооруже­ние 2‑х церквей вместо одной кроме из­лишнего единовременного расхода на постройку даст постоянный расход на содержание дополнительного причта, что не может не отозваться тяжело на прихожанах. Сумма 2600 рублей, име­ющаяся на постройку церкви, доста­точна на одну скромную по постройке церковь и очень мала на две. Ввиду этих соображений следует строить одно зда­ние» [9, 75].

Между тем состояние и храма, и причтового дома усугубилось настоль­ко, что отчаявшийся священник Давид Джануев, беспокоясь за свое многочи­сленное семейство и больную жену, вынужден был просить Епископа Геде­она, если невозможно починить при­чтовый дом, хотя бы изыскать возмож­ность перевести его, Давида Джануева, в какой‑либо приход на равнине [15, 12]. Лишь в августе 1908 г. последовал приговор Хидикусского общества от­ложить постройку нового причтового дома до постройки церкви, а в старом доме произвести ремонт [15, 4а]. Со­стояние церкви Святых жен Мироно­сиц в с. Хидикусе легко представить по данным Терского календаря на 1908 г.: «Хидикус – селение, Мироносицкая (Св. жен-Мироносиц) церковь, построена в 1858 г. Приписные Иоанно-Предтечен­ская (29 авг.) часовня в отселке Хари­скин (Харисджин. – Е. Г.), где и совер­шается богослужение и Троицкая ча­совня в с. Лац» [1, 197]. Таким образом, выясняется, что продолжительное вре­мя богослужение в Хидикусе не про­водилось ввиду аварийного состояния церкви Святых жен Мироносиц.

Тем временем, летом 1908 г. был ут­вержден новый проект церкви, состав­ленный по просьбе хидикуссцев взамен проекта 1898 г. Новый проект «оказал­ся более выгодным для Хидикусского общества как более дешевый и значи­тельно вместительнее». Сопоставление проекта с внешним обликом самого здания позволяет нам сделать вывод, что в конечном итоге именно по этому проекту и был выстроен ныне сущест­вующий храм [18, 68, 106‑108].

В августе 1909 г. состоялась поездка Епископа Владикавказского и Моздокского Агапита по Даллагкаускому и Хи­дикусскому приходам горной Осетии. В подробном отчете, опубликованном Владикавказскими Епархиальными Ве­домостями, отмечалось, что «прихожа­не Лацинской церкви-школы встретили Владыку также с хлебом и солью и при­ветственным словом… В церкви Его Преосвященство встретил священник о. Давид Джануев с крестом и святой водою и речью…После краткого молеб­ствия началась Литургия…Около 2‑х часов пополудни его Преосвященство изволил приехать в с. Хидикус. В Хи­дикусе до настоящего времени нет цер­кви, и служба вечерняя совершалась в школе… Преосвященный повел беседу с прихожанами о постройке у них цер­кви. Между прихожанами Хидикусско­го прихода давно идет спор о построй­ке церкви, т.е. каждый отселок хочет, чтобы в его отселке была выстроена церковь. Владыка изволил разъяснить им их недоумение и старики остались довольны» [19, 401].

Итак, в 1909 г. строительство нового храма в Хидикусе все еще не началось, но в результате упомянутой беседы точка в споре была поставлена. При­мерную дату начала строительства хра­ма удалось определить по сведениям, содержащимся в делах, которые каса­лись состояния церковно-приходских школ селений Лац и Хидикус за 1910 г. Один из документов констатирует, что учащиеся Лацинской и Хидикусской школ «исповедались и приобщились Святых Тайн Христовых на первой неделе Святаго Великаго Поста в Ла­цинской церкви Хидикусского прихо­да». Документ подписан священником Хидикусской Святых жен Мироносиц церкви Алексеем Базоевым [20, 37]. Вне всякого сомнения, в 1910 г. новой церкви в Хидикусе все еще не было. Тем же числом – 6 апреля 1910 г. – помечено другое письмо А. Базоева в Окружное отделение Епархиального Училищного Совета. Письмо содержит данные о ко­личестве учащихся в школах Хидикус­ского прихода и возможности разведе­ния при них садов. Сам архивный до­кумент имеет утраты. Для нас интерес представляют следующие строки: «В Хидикусской же школе учащихся «65»; в первом отделении «51», в третьем «14», все мальчики. В школьном дворе стр (ойка? – Е. Г.), так что удобной зем­ли для разведения сада или огорода нет больше» [20, 38].

Таким образом, начало строитель­ства храма можно с уверенностью да­тировать следующим образом: не ранее середины августа 1909 г., но не позднее начала апреля 1910 г. Какие‑либо сведе­ния более позднего времени о церкви Святых жен Мироносиц в Хидикусе практически отсутствуют. Довольно неожиданная информация была обна­ружена в архивном деле «Сведения о населенных местах Владикавказского округа Терской области. 1913‑1914 гг.» В графе, где указаны достопримеча­тельности, школы, заводы и пр., при­менительно к Хидикусу обозначено следующее: «Строится церковь во имя Св. Георгия, 3 мелочных лавки, 4 башни, церковно-приходская школа» [21, 13‑14]. Допускаем, что в Хидикусе действительно строилась именно Свя­то-Георгиевская церковь, однако более подробные сведения, подтверждающие либо опровергающие эту скупую ин­формацию, нам больше нигде не встре­тились.

На этом корпус источников, проли­вающих свет на дату постройки храма в Хидикусе, казалось бы, исчерпыва­ется. Однако документ, где обозначена дата окончания строительства, все‑та­ки существует. В рабочем архиве РГУ «Наследие Алании» хранится паспорт на памятник истории и культуры «Цер­ковь в сел. Хидикус», составленный в 1980 г. архитектором В. Кулаковым. В графе VI а) «Исторические сведения» сделана следующая запись: «Рассматри­ваемый памятник следует относить к позднейшему, миссионерскому периоду христианизации в Осетии. Старожилы утверждают, что она была построена в 1918 году» [22]. К сожалению, В. Ку­лаков не приводит имена старожилов, но мы, несомненно, склонны доверять информации, собранной специалистом более чем три десятилетия тому назад, когда были живы свидетели событий первых десятилетий XX века.

Нам пока не удалось документаль­но подтвердить приведенную В. Кула­ковым датировку церкви. Мы также не располагаем данными о том, был ли ос­вящен храм и во чье имя, совершалось ли в нем богослужение2.

Известно, что Владикавказские Епархиальные Ведомости, публиковав­шие в том числе и материалы о строи­тельстве и освящении новых храмов, выходили до лета 1917 г. [23, 95]. Затя­нувшееся окончание строительства Хи­дикусской церкви, таким образом, мог­ло не найти отражения в официальной печати, а развернувшиеся вскоре бур­ные революционные события и вовсе сместили фокус общественного вни­мания. Время закрытия церкви также пока не установлено, хотя окончатель­ное изъятие «церковных ценностей», а, следовательно, и прекращение бого­служений, судя по материалам других церквей горной зоны Осетии, могло произойти уже в 1929 г.

Список (неполный) священно-и церковнослужителей
Хидикусской Святых жен Мироносиц церкви Владикавказской Епархии3

 

Священники:

Давид Агладзе                      с 1887 по 1896 гг.

Иосиф Антоношвили с 1896 по 1898 гг.

Евстафий Джануев               с 1898 по 1903 гг.

Давид Джануев                     с 1903 по 1909 гг.

Алексий Базоев                     с 1909 по 1915 гг.

Иоанн Гусов                           с 1915 по? гг.

Псаломщики и причетники:

Готадзе

Георгий Каболов

Михаил Кулаев

Гавриил Батиев

Сергий Гапоев

Иоанн Абаев

Александр Бугаев

Константин Муев

Александр Гусов

Фаддей Дулаев

 

1. Терский календарь на 1908 год. Владикавказ, 1907.

2. Центральный государственный архив РСО-Алания (далее ЦГА РСО-А). Ф. 291. Оп. 1. Д. 34.

3. ЦГА РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 1831.

4. Отчет Общества восстановления православного христианства. Тифлис, 1889.

5. Полевой материал автора.

6. Гатуев А. Христианство в Осетии. Владикавказ, 2007.

7. ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп. 3. Д. 486.

8. ЦГА РСО-А. Ф.147. Оп. 1. Д. 126.

9. ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп. 62. Д. 347.

10. ЦГА РСО-А. Ф.147. Оп. 1. Д. 136.

11. ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп. 1. Д. 126.

12. ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп. 62. Д. 280.

13. ЦГА РСО-А. Ф.147. Оп. 1. Д. 28.

14. ЦГА РСО-А. Ф.147. Оп. 1. Д. 64.

15. ЦГА РСО-А. Ф.143. Оп. 2. Д. 182.

16. ЦГА РСО-А. Ф.24. Оп. 1. Д. 210.

17. Бзаров Р. С. Три осетинских общества в середине XIX века. Орджоникидзе, 1988.

18. ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп. 62. Д. 718.

19. Владикавказские епархиальные ведомости, №22, 15 ноября 1909. С. 401.

20. ЦГА РСО-А. Ф. 147. Оп. 1. Д. 81.

21. ЦГА РСО-А. Ф.24. Оп. 1. Д. 205.

22. Рабочий архив РГУ «Наследие Алании». Паспорт на памятник истории и культуры «Церковь в сел. Хидикус».

23. Игумен Андрей (Мороз). История Владикавказской епархии. Элиста, 2006.

1 Острые противоречия, возникшие внутри Хидикусского общества по вопросу о месте будущего строительства, в действительности отражали более давние, носящие глубинный характер, противоречия как внутри Цмитинской общины (включавшей в себя собственно селение Цмити, а также основанные позже выходцами из него Хидикус, Урикау и Кадат), так и между Цмитинской общиной и небольшими самостоятельными гражданскими общинами Лаца, Кора и объединениями Хилака [17, 36-37].

2 В ходе наших бесед с нынешними информаторами (Сосланом Цагараевым, Дзантемиром Ситоховым, Тамерланом Дзабраевым, Заурбеком Казиевым) каких-либо дополнительных сведений по интересующим нас вопросам получено не было [5].

3 Список составлен автором по материалам «Владикавказских епархиальных ведомостей».

 

скачать статью PDF