Е.Б. Бесолова РЕЦЕНЗИЯ: Т.В. Тадевосян. Семантические параллели фольклорных архетипов: русские былины и осетинский нартский эпос. Владикавказ, 2013. 146 с. Печать

В аспекте реализации столь актуальных и существенных на сегодня задач – воспитания культуры межнационального общения и возрождения накопленного уникального опыта взаимовлияния, взаимообогащения и взаимоуважения национальных культур – монография коллеги из Республики Армения, Тадевоса Вруйровича Тадевосяна, выпущенная Издательско-полиграфическим центром СОИГСИ им. В.И. Абаева, заслуживает всяческих одобрений.

 

Рецензируемая книга посвящена «выявлению универсальных фольклорных архетипов и их трансформаций на национальной почве» с целью «анализа первообразов, связанных с мифами и ритуалами, которые составляют архаический комплекс фольклорных архетипов» (с. 3). Стержневым тезисом монографии является идея общекавказского диалога в фольклорном контексте. На широком сравнительно-фольклорном фоне русских былин и осетинских нарт­ских сказаний автору удалось показать глубинную связь и универсальность архетипов в истории культуры.

Монография Т.В. Тадевосяна в структурном отношении состоит из вступления, 12 небольших глав и библиографического списка, включающего 124 наименования.

Во вступлении обозначены предмет исследования, его цель и задача. Вслед за этим дан краткий обзор праславянских и североиранских взаимосвязей. Генетическая связь мотивов и наличие аналогичных мифологических персонажей объясняются автором контактами восточных славян и скифо-сармато-­аланского мира, а остальные параллели – схождениями в скифских религиозных культах и верованиях языческой Руси. Что же касается фольклорных архетипов, то автор из теоретического множества выделил только те, которые, по его мнению, «глубже раскрывают славяно-русские и алано-осетинские  мифологические концепты» (с. 4).

Отправляясь от дефиниции архетипа, Т.В. Тадевосян предлагает в первой главе рассмотреть первообразы морского царя и подводного царства. С целью обнаружения общих сюжетных архетипов автор анализирует параллели из русской былины о Садко и осетинского нартского эпоса.

В основе второй главы лежит тезис о том, что «все деструктивные мифологические персонажи … могут быть приравнены друг к другу как с позиций этической системы ценностей, так и на уровне поведенческой модели» (с.15). Поиск схождений в славянских, армянских и осетинских фольклорных текс­тах и их анализ подвел автора к мысли о возможном генетическом родстве между группами фольклорных героев. По мнению Т.В. Тадевосяна, в основе слов каджки из архаичных армянских мифов, кадзи из осетинских и кащей из русских лежит общеиндоевропейский корень со значением «острый», потому что «именно острые предметы актуализируют основную функцию, связанную с гибелью или нейтрализацией данных персонажей» (с. 26). Со временем, в результате деиерархизации мифологической парадигмы,  Кащей становится актантом сказочной прозы, а каджки и кадзи превращаются в трикстеров низшей демонологии.

В третьей главе выявляются некоторые ритуально-мифологические конструкции, связанные с традициями изготовления и способами потребления пива на примере осетинского нартского эпоса и древнерусских былин.

Четвертая глава посвящена фольклорным соблазнителям – Чуриле Пленковичу и нарту Хамыцу, а пятая – пережиткам обряда кувады и травестизму. В шестой главе рассказывается о былинных и нартских небесных кузнецах, об алхимической традиции. Седьмая глава знакомит нас с архетипами, связанными с оборотничеством и ликантропией. В восьмой главе рассмат­ривается обрядовая практика человеческих жертвоприношений у скифов и славян.

В девятой главе – «Инцест и борьба с богатырками-поляницами» – пишется о том, что «борьба с богатырками-поляницами в русских былинах и девами-воинами в нартском эпосе является контурной фиксацией реальных кланово-гендерных позиций: в итоге побеждает маскулинная идеология и повсеместно устанавливаются патриархатные отношения. Запрет на инцест также связан с установлением патриархата и отвержением промискуитетных связей» (с. 94).

Десятая глава – «Безногий всадник и болезнь Ильи Муромца» – посвящена анализу признаков змеевидных созданий: безногости, безрукости, лежанию на печи и т.д.

По мнению Т.В. Тадевосяна, «гумский человек из нартского эпоса – это отображение гуннов, засвидетельствованное сквозь призму фольклорных ассоциаций, точно так, и в былине о Жидовине … выступает собирательный образ гунно-алано-хазарского воинства … осетинский нартский эпос, запечатлевший единство некогда могущественного гунно-аланского союза, находит свои параллели в русском эпосе, где центральный герой – Илья Муромец – вступает в борьбу и побеждает гунно-алано-хазарского витязя – Жидовина» (с. 111). Так явствует из главы одиннадцатой, озаглавленной «Богатырь Жидовин и Гумский человек».

Наиболее оригинальна двенадцатая глава «Эсхатология и конец героического времени: гибель нартов и былинных богатырей», в котором теоретические рассуждения иллюстрируются тщательно подобранными примерами из анализируемого материала.

В целом работа Т.В. Тадевосяна содержательна и представляет собой интересное и нужное исследование, могущее занять свою нишу в современной фольклористике.

К сожалению, книга издана малым тиражом.  К числу недочетов книги, которые автор мог бы учесть в процессе подготовки ее к переизданию, следует, на наш взгляд, отнести диспропорцию в подборе иллюстративного материала: одни архетипы иллюстрируются несколькими источниками, другие же – неубедительным их количеством. Следует поставить в упрек автору и то обстоятельство, что для полноты освещения вопросов об архетипах в монографии явно не хватает раздела об итогах и перспективах научных разысканий в заявленной области, что производит впечатление незаконченности.

Некоторые выводы автора, на наш взгляд, далеко не бесспорны; например, архетипическая сюжетная модель вызволения жены из загробного мира героем-певцом Сырдоном (с. 13). Сомнительны, по нашему мнению, и лингвистические выкладки относительно первообраза  Кощея (см.: [1, 362]).

Вместе с тем, приведенные замечания имеют частный характер и не затрагивают принципов, на основе которых автор построил цельную систему исследования архетипов.

В заключение хотелось бы остановиться на художественно-полиграфическом исполнении книги Издательско-полиграфическим центром СОИГСИ им. В.И. Абаева: выдержаны требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности.  Книга снабжена богатым образно-художественным иллюстративным материалом, раскрывающим содержание

текста.

Замечу, что искусство книги ИПЦ СОИГСИ им. В.И. Абаева заслуживает особого внимания и может составить предмет отдельного разговора.

 

____________________________________________

1.    Фасмер М. ЭСРЯ. 1986. Т. II.

 

скачать статью PDF