Д.В. Сокаева, Г.В. Чочиев КАБАРДИНСКОЕ ПРЕДАНИЕ О «КАБАНСКОМ КНЯЗЕ» И ПРОИСХОЖДЕНИИ ШОЛОХСКОЙ ПОРОДЫ ЛОШАДЕЙ Печать

Публикуемый ниже текст был записан в октябре 2012 г. в городе Анкаре на турецком языке со слов Ибрагима Абазэ, этнического кабардинца, родившегося и прожившего большую часть своей жизни в Турции и несколько лет назад репатриировавшегося на историческую родину – в Кабардино-Балкарию. В свою очередь ему, исследователю истории черкесского коневодства, предание стало известно от двух независимых информантов, один из которых постоянно проживал в Турции, а другой – в Кабардино-Балкарской Рес­публике. Очевидно, что в Анатолию данный фольклорный материал был привезен, как и сама лошадь, которой он посвящен, кабардинскими переселенцами-мухаджирами в конце 50-х – 60-х гг. XIX в.

 

Предание излагает крымскую («морскую») версию возникновения одной из самых знаменитых и высокоценных разновидностей кабардинских верховых лошадей – шолохских скакунов, обозначая при этом наличие осетинского «следа» в их происхождении.

Кроме того, в тексте характеризуются некоторые нюансы взаимоотношений кабардинской и осетинской знати и в целом двух народов в эпоху после падения средневековой Алании и установления гегемонии феодальной Кабарды в центральнокавказском регионе. Так, рассказчиком своеобразным образом объясняется причина выплаты некоторыми осетинскими обществами дани кабардинским князьям.

Интерес представляет личность центрального персонажа предания – «кабанского князя», осетина высокого социального статуса. На наш взгляд, относительно этой фигуры допустимы по крайней мере два предположения. В частности, речь может идти о владетеле Кобанского ущелья Северной Осетии либо о представителе баделиатского* рода Кабановых. Поскольку в турецком оригинале рассказа мы имеем Kaban beyi, букв. «князь Кабана», где «Кабан» – несомненный топоним, но не антропоним (в последнем случае было бы Kaban bey, букв. «князь Кабан»), то более вероятной представляется первая версия. Впрочем, возможно, данный военно-феодальный лидер имел отношение к какому-то другому, ныне не существующему поселению или роду Осетии.

Отметим также, что по сюжету рассматриваемый текст, содержащий распространенный на Северном Кавказе мотив угона лошадей, приближается к осетинским фольклорным циклам преданий, легенд и героических песен о Мзорты Мзоре и Куцыкты Куцыке (см.: [1, 35-41]).

В заключение своего повествования Ибрагим Абазэ сообщает отдельные подробности о физических и функциональных особенностях шолохской породы лошадей и сведения об обстоятельствах ее исчезновения в XX в. как на Кавказе, так и в районах проживания черкесской диаспоры на территории Турции.

 

* Баделиаты – феодальное сословие в Дигории.

_______________________________________________

1. Сокаева Д.В. Указатель осетинских волшебных сказок. Владикавказ, 2004.

 

скачать статью PDF