Т. И.-О. Ахундов РЕЦЕНЗИЯ на монографию В.Л. Ростунова «Опыт реконструкции сакрального пространства ранних курганов Европы и Северного Кавказа» Печать

Уровень археологического исследования и значимость проделанной работы в немалой степени связаны с целью, поставленной автором перед собой. Рецензируемая работа посвящена оригинальному и одновременно очень сложному вопросу, реконструкции сакрального пространства ранних курганов Европы и Северного Кавказа — колыбели обряда подкурганных захоронений. Тема исследования — уже показатель серьёзности намерений его автора.

Для достижения поставленной цели В.Л. Ростунов использовал комплексный метод с привлечением методов множества различных наук, с преломлением археологического исследования. Тут и полевая, и теоретическая, и аналитическая археология, этнография, астрономия, математика, геометрия, мифология, фольклористика, лингвистика, филология и т.д. Такой подход помогает ему в нужном — археологическом ракурсе раскрыть глубинную информацию, заложенную в древних памятниках.

Предвосхищая свои аналитические выкладки концепцией древнего кургана и далее останавливаясь на истоках появления курганов и вопросе истории изучения сакрального значения курганов, В.Л. Ростунов постепенно вводит читателя в понятийный аппарат исследования.

Детальным описанием Цалыкской депрессии с использованием данных ландшафтологии, климатологии, геологии и экологии, автор создает хорошую базу дальнейшим аналитическим выводам. В этой части для нас особый интерес представляет вывод автора о связи царских майкопских курганов Цалыкской депрессии с подземными водотоками. Это положение находит подтверждение и на памятниках Азербайджана.

Так, на некрополе Союг Булаг (Холодный родник), расположенном на подгорном выносе галечника, под камерой майкопского кургана со скипетром, кинжалом и золотыми бусами (конец IV тыс. до н.э.) зафиксировано русло усохшего ручья.

Нужно отметить скрупулёзное, целенаправленное описание базовых памятников исследования — курганов у с. Заманкул, у с. Брут и т.д. Это, помимо создания основы дальнейшего анализа, сдерживает исследования в рамках археологической науки.

Примечательно, что автор особо остановился на кургане Уч-тепе, расположенном на юге Азербайджана.

В свете исследований В.Л. Ростунова, появилась возможность совершенно по-новому взглянуть на этот памятник. Район его расположения — Равнинный Карабах, находится между Горным Карабахом и рекой Кура. Эта, ныне сухая, степь буквально напичкана поселениями эпохи энеолита. Тут находится большое количество курганов, среди которых немало очень больших (высотой 20-30 м), многие из которых выделяются крутым (коническим, пирамидальным) силуэтом с острой вершиной. Тут же имеются огромный двухступенчатый курган (Султан буд) и курган в виде бочкообразного конуса на прямоугольной платформе. Все указанные памятники существенно отличаются от известных на Южном Кавказе и сосредоточены в одном регионе. И, что самое главное, под ныне сухой степью от Карабахских гор к Куре протекают подземные реки.

В работе В.Л. Ростунов слегка перепутал мою информацию. Мне кажется, что Уч-тепе было в плане квадратным, но не двухступенчатым. Хотя тут имеются и двухступенчатые курганы.

Северный Кавказ и конкретно Цалыкская депрессия находится на пересечении периодических миграционных импульсов из Передней Азии, Западной Европы, Центральной Азии. Это отразилось и на сложении Майкопской и Новосвободнейской культур. Нам представляется, что В.Л. Ростунов, широко использовавший данные индоевропейской основы сложения анализируемых памятников, несколько слабо коснулся других генетических начал Майкопской традиции.

Рецензируемая работа Ростунова Вячеслава Львовича, безусловно, оригинальное, глубоко научное архео­логическое исследование, могущее рассматривается как самостоятельное направление в археологии. Оно стимулирует новые исследования, позволяет по-новому взглянуть на уже казалось бы хорошо известные в науке положения. Издание данной монографии нужно приветствовать: оно даст толчок новой мысли и исследованиям.

 

скачать статью PDF